Ученые считают, что иммунитет для организма и друг, и враг

Ученые считают, что иммунитет для организма и друг, и враг - Новости Калининграда

Научная медицина во всем мире развивается семимильными шагами. Не остается в стороне и Калининград. Казалось бы, что можно сделать в небольшом городе? Многое! Центр медицинских технологий, который уже несколько лет работает на базе БФУ им. И. Канта, проводит исследования, и уже есть конкретные результаты.Сотрудники центра разрабатывают клеточные вакцины, способные бороться с тяжелыми заболеваниями, и в ближайшее время откроют клеточный банк. Об этом нам рассказали директор центра Виктор Селедцов и заведующая лабораторией иммунологии и клеточных биотехнологий Лариса Литвинова.

Клетки человека будут хранить в глубокой заморозке

Виктор Селедцов приехал в Калининград 5 лет назад из Новосибирска, где много лет занимался научными разработками в сфере медицины. У ученого более 100 публикаций в ведущих научных журналах мира.

– Я вижу большие перспективы в работе центра. Благодаря БФУ им. И. Канта и пониманию руководства у нас есть помещения, современная аппаратура, кадровый потенциал — молодые доктора и кандидаты наук были приглашены из ведущих институтов России. Будем растить крупных ученых из собственных студентов. Мы сотрудничаем с медицинскими учреждениями области (совместно с областной клинической больницей разрабатываем новый метод аллергодиагностики), а также с научными учреждениями России, Германии и США.

– Какие исследования проводит ваш центр медицинских технологий?

– У нас несколько направлений работы. Первое связано с диагностикой и лечением аутоиммунных расстройств (ревматоидный артрит, рассеянный склероз, болезнь Бехтерева и т. д.) и аллергических заболеваний (пищевые аллергии, крапивница, бронхиальная астма и т. д.).

Механизм этих заболеваний связан с тем, что иммунные клетки начинают атаковать клетки организма. Обычно иммунитет защищает организм от инфекций. При развитии аутоиммунных заболеваний в организме появляются лимфоциты, разрушающие собственные здоровые клетки. Разрушение тканевых барьеров способствует проникновению в организм инфекций, которые, в свою очередь, утяжеляют течение заболевания.

– С этим можно бороться?

– Да, и довольно эффективно, с помощью Т-клеточной аутоиммунотепии – ее модификацию мы разработали вместе с коллегами из Новосибирска. Препарат, используемый в лечении, готовится из клеток крови самого пациента. По сути больной иммунизируется патогенными клетками. В результате иммунный ответ избирательно уничтожает эти клетки.

Преимущества такого метода колоссальные. Обычно лечение строится на иммуннодепрессивных аппаратах. Они бьют не только по «вредным», но и по «полезным» иммунным процессам. От такого лечения в той или иной степени страдают все ткани организма. Т-клеточная аутоиммунотерапия действует чрезвычайно избирательно – только на те клетки, которые ответственны за развитие заболевания. В Институте клинической иммунологии СО РАМН, где я работал ранее, получены обнадеживающие результаты применения аутоиммунотерапии в лечении рассеянного склероза и ревматоидного артрита. Этот метод лечения запатентован. Результаты применения опубликованы в российских научных журналах, в следующем году статьи выйдут в зарубежных журналах.

В настоящее время мы развиваем эту технологию для того, чтобы использовать ее в лечении болезни Бехтерева, склеродермии и других аутоиммунных заболеваний, эффективного лечения которых пока не разработано.

Я надеюсь, что внедрению всего нового в региональное здравоохранение будет способствовать научно-экспертный совет, который создается сейчас при министерстве здравоохранения Калининградской области. Для того чтобы создать полноценную юридическую базу для аутоиммунотерапии, мы работаем с Министерством здравоохранения РФ.

– А что насчет побочных эффектов?

– Уникальность метода еще и в том, что их нет – как это ни удивительно звучит. Мы иммунизируем человека его собственными же клетками и лишь создаем благоприятные условия для того, чтобы иммунная система сама нормализовала свою работу. При разработке технологии мы ушли от сложного и дорогостоящего клонирования клеток. Лечение не требует нахождения пациента в стационаре, он просто приходит в поликлинику на иммунизацию по определенному графику – все это позволит сделать лечение довольно приемлемым по стоимости.

– Сейчас популярна тема стволовых клеток, вы ею занимаетесь?

– Стволовые клетки используются в регенеративной медицине, которая охватывает широкий спектр заболеваний – от тяжелых неврологических расстройств до сердечнососудистых проблем, ожогов и т. д. Регенеративная также используется в лечении болезней, связанных со старением (в том числе раковые, сердечные заболевания и т. п.).

Во всем мире создаются клеточные банки. У человека, пока его организм молод и его клетки здоровы, можно осуществить их забор и хранить в специальном банке в условиях глубокого замораживания до тех пор, пока не проявят себя возрастные проблемы. В этот период молодые клетки могут оказать неоценимую помощь при лечении целого ряда заболеваний (мозговой инсульт, инфаркт миокарда и др.).

– Звучит как отрывок из фантастической книги...

– А это уже давно реальность! Клеточные банки есть у наших ближайших соседей – в Польше, Литве (там хранятся клетки пуповинной крови, и стоит ее хранение около 100 долларов в год).

У нас в центре все готово для запуска клеточного банка – есть оборудование, технологии. Надеюсь, что он заработает в следующем году.

– В регионе часто обсуждают проблему онкологии. Ведутся ли разработки по лечению рака?

– Мы ведем разработку противоопухолевых вакцин, которые могут быть в перспективе использованы при лечении раковых заболеваний. Причем их можно использовать не только на ранних, но и на поздних стадиях заболеваний. Публикации по этой тематике можно уже найти как в нашей, так и в зарубежной научной литературе.

Уже получены положительные результаты использования ксеновакцинации в лечении меланомы, рака почки и некоторых других видов рака.

Но прогнозировать, когда этот препарат и другие ноу-хау появятся на массовом рынке, довольно сложно.

– Основные разработки ваших ученых связаны с иммунитетом. Так что вопрос: как его поддерживать, улучшать, чтобы организм мог бороться с болезнями?

– Лучшего совета, чем вести здоровый образ жизни, никто не даст. Нужно много двигаться, нормально спать, правильно питаться и не травить организм алкоголем, табаком и наркотиками.

Иммунная система формируется в детстве, и тут надо понимать важность детской вакцинации и вред излишней стерильности – нашему организму нужно сталкиваться с бактериями, вирусами, чтобы научиться эффективно с ними бороться.

– Как вы относитесь к иммуномодуляторам?

– Положительно: они действительно позволяют эффективнее бороться с болезнями. Некоторые люди предпочитают при каждом чихе пить антибиотики – эффекты, конечно, есть, но далеко не все положительные. Антибиотики, как правило, необходимы при выраженных симптомах инфекционного заболевания. Следует также иметь в виду, что антибиотики совсем не действуют на вирусы.

Поэтому грамотное применение иммуномодуляторов при самых первых симптомах может предотвратить дальнейшее развитие заболевания или, по крайней мере, значительно смягчить его течение. Надо сказать, что в аптеках сегодня имеется достаточно широкий спектр иммуномодуляторов.

Досье «СК»

Виктор Селедцов, д. м. н., профессор, директор Центра медицинских технологий БФУ им. И. Канта. Более 100 публикаций в ведущих научных журналах мира. Приехал в Калининград из Новосибирска.

Ожирение – чума XXI века

Лариса Литвинова, д. м. н., заведующая лабораторией иммунологии и клеточных биотехнологий БФУ им. И. Канта, приехала в наш город из Томска. Сейчас в ее команде работает семь человек, все – молодые ученые в возрасте до 40 лет.

– Наша лаборатория занимается исследованиями феномена иммунной памяти и иммунопатологических реакций при социально значимых заболеваниях (метаболический синдром, сердечнососудистые заболевания и др.). По некоторым тематикам мы работаем совместно с врачами г. Калининграда. Например, метаболический синдром, основными проявлениями которого являются ожирение, повышенный уровень холестерина, сахарный диабет и др.

– Как ожирение связано с иммунитетом?

– Напрямую, хотя это многих удивляет. Проблема избыточного веса для нас актуальна. Ее вообще называют чумой XXI века. Многие знают, что на первом месте по ожирению стоит Америка. Но для меня, например, были удивительными цифры по России: у нас лишним весом страдает каждый четвертый человек! Дело в том, что жировая ткань отнюдь не аморфна, как думали раньше, а адипоциты – клетки жировой ткани – активно вырабатывают гормоноподобные вещества, участвующие в регуляции энергетических, иммунологических и др. процессов. Метаболический синдром рассматривают как хроническое воспаление.

Нам интересны особенности поведения иммунных клеток при метаболическом синдроме. Ищем взаимосвязи между состоянием иммунной системы и клинической картиной при данном заболевании.

Кроме того, в последнее десятилетие все большее распространение приобретают методы хирургической коррекции ожирения, одним из которых является лапароскопическое гастрошунтирование. Тем не менее основным способом лечения метаболического синдрома и борьбы с лишним весом остается терапевтическое лечение. В связи с тем, что количество больных растет, остро стоит вопрос выбора вида коррекционных мероприятий. Поскольку операционный метод в России применется нечасто, мы сраваем эффективность хирургического лечения с эффективностью общепринятого консервативного лечения этого заболевания.

– Создается новая лаборатория, в которую войдут ваши специалисты. Чем она будет заниматься?

– В рамках создания Лаборатории биомедицинских материалов наши специалисты будут решать вопросы, касающиеся оценки биосовместимости материалов (тех, которые применяют в протезировании, трансплантологии ), влияния на разные клетки человека.

Досье «СК»

Лариса Литвинова, д. м. н., заведующая лабораторией иммунологии и клеточных биотехнологий БФУ им. И. Канта.

Приехала в Калининград из Томска.

76