"Комсомолка" побывала в Гданьске и посмотрела, как и чем там живут крупные объекты, которые, в том числе, остались после Евро-2012. Сравнив себя с Гданьском можно задуматься, а потянет ли Калининград содержание стадиона-гиганта?
Калининград готовится принять чемпионат мира по футболу в 2018 году. Уже решено, что на острове построят большой стадион. Один из вопросов, который волнует калининградцев – как такой гигантский объект будут использовать после мундиаля? Содержание и обслуживание стадиона – большие деньги. Не получится ли так, что арена будет простаивать, лишь изредка принимая футбольные матчи, и просто станет большим "ртом", в который уходят бюджетные деньги.
PGE Arena: надежда на мировых звезд
Откровенно говоря, когда строили арену, народ возмущался. Жители Гданьска не были оригинальны и рассуждали точно так же, как сейчас рассуждают калининградцы: "Зачем строят эту громадину, лучше постройте детские сады и школы. Хватит тратить деньги!". Руководство стадиона сейчас предпочитает не говорить о прошлых недовольствах и лишь произносят: "Мы стадионом гордимся".
Действительно, PGE Arena впечатляет – 44 тысячи мест, большое поле живой травы. Нам показали раздевалки и душевые с джакузи, в которых расслаблялись футболисты сборных Хорватии и Испании, комнаты для тренеров, где спортивные руководители продумывали секретные ходы и передвиджения игроков на поле. Одни лифты на стадионе чего стоят -они вмещают 42 человека за раз. На стадионе есть даже свой постоянный пункт полиции. Строительство PGE арены длилось три года и обошлось в более чем 700 миллионов злотых (некоторые источники указывают цифру 775 миллионов). Теперь содержать такую роскошь не просто.
- Пока содержание идет в убыток, - говорят работники стадиона. – Прибыль мы ждем через три года, не раньше. По крайней мере, мы в 2015 году хотим выйти "в ноль". Содержание объекта обходится в среднем в 12 миллионов злотых в год. Тут все зависит от количества мероприятий и от их масштаба. Причем львиная доля денег – около 9 миллионов – уходит на оплату электроэнергии. Посудите сами – 1 час освящения большого мероприятия обходится в 1000 злотых. Недавно стадион сменил компанию-оператора. Старый менеджер просто не справился с обслуживанием арены-гиганты и ушел.
На Евро-стадионе после чемпионата обосновалась гданьская футбольная команда "Лехия". Чтобы привлечь как можно больше зрителей на домашние матчи, руководство пошло на хитрость – детей до 16 лет пускают на матчи бесплатно, организовали специальные семейные сектора, куда можно придти с женой, тестем и внуками и порядочно сэкономить на билетах. Но самая главная фишка – это специальные билеты для женщин. Пани платят только 50 процентов от стоимости и могут занимать любые места на стадионе.
Помимо всего прочего на стадионе во время матчей и мероприятий работают 24 фуд-корта, где можно купить гамбургер и пиво (0,4 литра стоит 8 злотых). Для ВИП-гостей есть большой ресторан на 1400 мест и такие же супер-ложи.
Сейчас у гданьского стадиона большая надежда на мировых звезд. На концерты сюда будут приглашать известных рок- и поп-исполнителей. Первый большой концерт состоялся 27 сентября. На шоу Дженифер Лопес собралось 25 тысяч человек (билеты стоили от 100 злотых до 600 с лишним злотых за ВИП-места).
Ergo Arena: план на пять лет вперед
Еще одно крупное крытое спортивное сооружение находится на границе Гданьска и Сопота. Раньше на этом месте были садовые участки, но их снесли, а владельцам выплатили компенсации.
Два города участвовали в строительстве и теперь и Гданьск и Сопот работают на развитие комплекса. Основной упор делают на количество мероприятий. График выступлений и спортивных соревнований расписан на пять лет вперед. В 2013 году тут пройдет чемпионат Европы по волейболу и чемпионат мира по боям без правил. В 2014 году – чемпионат мира по легкой атлетике. 2016 – чемпионат мира по гандболу.
Сами поляки говорят, что Ergo Arena – единственное место в Польше, которое дает возможность играть в любые командные, моторные виды спорта, проводить соревнования по боевым искусствам и даже виндсерфинг – в большой бассейн заливают воду и пускают искусственные волны с воздухом.
Секрет Ergo Arena в вип-ложах. На концертах за эти места платят бешенные деньги, но в любой свободный от шоу день вы можете арендовать ложу для себя: провести бизнес-совещание или отметить день рождения с друзьями. Аренда обойдется минимум в 3 тысячи злотых в месяц.
- Город не выделяет деньги на содержание объекта. Содержим сами своими силами. Окупаемость этого объекта произойдет через 15-20 лет, - говорит Михаил Садецки, представитель Ergo Arena. – Большие концерты ждем летом следующего года. Мы стараемся как можно чаще проводить тут выступления. К нам приезжают люди со всей Европы, из Скандинавии. Отсюда и доход.
Аэропорт Лех Валенса ждет калининградцев
Сегодня в аэропорту работает 8 авиакомпаний. Это 52 регулярных рейса в 16 стран, из которых 48 – круглогодичные. Перед началом Евро 2012 в аэропорту Гданьска открыли новый терминал.
- На реконструкцию аэропорта ушло около 100 миллионов евро. Половину суммы выделил Евросоюз. В апреле ввели в эксплуатацию новый пассажирский терминал Т2, благодаря которому пропускная способность аэропорта возросла с 2,5 до 5 миллионов пассажиров в год. В данное время идет подготовка к расширению терминала на сектор прилетов, что по плану должно произойти до 2015 года. Тогда пропускная способность вырастет до 7 миллионов пассажиров в год, - говорит Михал Даргач, представитель аэропорта имени Леха Валенсы. - Гданский аэропорт сможет стать запасным аэропортом во время проведения чемпионата мира 2018 года, если этого попросит UEFA. Мы уже разговариваем с коллегами из Калининграда, делимся нашим опытом.
- Мы уже принимаем около 100 тысяч пассажиров из Калининграда в год, - радуется Михал Туск из отделения экономического анализа гданьского аэропорта. - Были случаи, когда 90 процентов пассажиров были из России, из Калининграда. Ваши турфирмы сотрудничают с нашими, к нам охотно едут калининградцы. Сейчас мы хотим узнать, какие направления популярны у жителей Калининградской области. Уже знаем, что это итальянский город Римини и испанский Аликанте. Будем узнавать дальше, придумывать рейсы для калининградцев.