В Музее янтаря работает новая выставка произведений искусства из галереи "Янтарный дом" Санкт-Петербурга. Главный экспонат – знаменитое мозаичное панно "Русь" Александра Журавлева, питерского художника-реставратора высшей категории, который в течение 16 лет руководил процессом воссоздания знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца.
"Технику применения мозаики в Янтарной комнате Александр Журавлев переложил на изделие современное и выполненное на другую тематику, – рассказывает Татьяна Суворова, директор Музея янтаря. – Вопрос, который возникал и актуален до сих пор – окрашивали янтарь для Янтарной комнаты, или нет. Одни считают, что комната имела золотисто-желтый цвет в результате естественного старения камня. Другие считают, что янтарь колорировали. Александр Журавлев в панно янтарь красит и красит радикально, он смелый художник в этом плане. Ему помогла и японская традиция, ведь японцы красят янтарь. Журавлев проработал в Японии больше трех лет, и он почерпнул много интересного".
Оказывается, говоря о панно "Русь", нельзя не вспомнить Ломоносова, который занимался возрождением русской смальтовой мозаики, применяемую для оформления интерьеров церквей. К 18 веку это искусство почти умерло. Так что работа, которую провел Александр Журавлев, роднит его с начинанием Ломоносова.
Панно "Русь" выполнено в нетрадиционной для современного янтарного искусства сложной технике, совмещающей элементы флорентийской мозаики и классического янтарного набора. Единственным столь же монументальным произведением из балтийского самоцвета была и остается Янтарная комната, стены которой облицованы мозаичными панно с геометрическими и растительными декоративными элементами.
На изготовление "Руси" у мастера ушло 11 месяцев. Почти год он вымерял, рисовал, проектировал, вырезал и собирал кусочки янтаря. Получилась самая большая в мире мозаичная картина из солнечного камня. У Александра было много планов. Кто знает, может быть, он успел бы сделать еще что-то более внушительное и впечатляющее. Но вмешалась трагедия. В январе 2009 года на художника напали и ограбили в подъезде собственного дома в Петербурге. Мастера жестоко избили. После сложнейшей операции он прожил еще неделю.