20:45

Знатоки истории региона раскритиковали установленный в Советске памятник-"новодел" трамваю

  1. Новости

Установка т. н. "тильзитского трамвая" в Советске спровоцировала острую полемику не только между жителями самого северного города нашей области.

Водружение раритетного вагона на специально проложенные для этого рельсы произошло в рамках более глобального проекта под названием "Тильзитский островок". Он подразумевает воссоздание частички старого (то бишь, довоенного) города на пересечении улиц между местной Художественной школой и скульптурой "Лось". Когда-то именно здесь была трамвайная остановка.

Как теперь выясняется, оригинального трамвая, который колесил по Тильзит с 1901 по 1944 годы, найти не удалось. Что было вполне предсказуемо. Однако инициаторы претенциозного начинания нашли выход из положения.  

"Купили вагон, который был построен в 2006 году в Санкт-Петербурге, как павильон-кафе, - рассказывает пользователь интернет-ресурса "Живой журнал" под ником tu2_167. - Все эти годы он так и простоял никому не нужным. И вот владелец спохватился, выплатил все долги за его хранение и забрал. А жаль. В Музее его уже успели приспособить под размещение временных выставок. Я присутствовал при создании этого вагона лично. Руку не прикладывал, честно скажу, ибо не очень хотелось делать из исторического вагона ларек. Консоли площадок - новодел. Оригинальные сгнили. Обшивка и отделка вся новая. Крыша частично старая, вроде. Не помню уже..."

Трамвайный новодел еще по дороге из Питера начали преследовать неудачи. Как сообщалось, на пароме, который перевозил вагон, произошло возгорание, из-за чего транспортировка слегка задержалась. Но в итоге трамвай таки прибыл в пункт назначения. Мгновенно вызвав шквал критики со стороны местных краеведов.

"Дело это, конечно, благое, да есть тут одно "но": в качестве памятника установили ленинградский МС, - пишет другой юзер "ЖЖ", kneiphof, имея в виду продукцию Путиловского завода, аббревиатура которой расшифровывается как "моторный стальной". - Если уж на воссоздание аутентичной копии тильзитского трамвая денег не хватило, то лучше бы проложили кусочек колеи десяток метров длиной, обустроили трамвайную остановку с расписанием довоенного времени и поставили бы рядом стенды с информацией и фотографиями оригинала. Это было бы в сто раз ближе к исторической действительности".

Кстати, о колее - тут разработчики памятного проекта умудрились допустить еще один чудовищный, с точки зрении специалистов, ляп. Как и по всей Европе, трамвайная сеть в восточно-прусском Тильзите была узкоколейной, шириной 1000 мм. А ленинградский вагон сделан, разумеется, с расчетом на российскую колею в 1524 мм. Вроде бы мелочь, но она говорит весьма о многом...