16:51

Современная классика на «Балтийских сезонах»

  1. Новости

Театральная афиша нынешнего юбилейного фестиваля называется "Современная классика". И выбор спектаклей, которые калининградцы смогут увидеть в сентябре в областном драматическом театре, говорит сам за себя. В этот раз организаторы "Балтийских сезонов" представляют наиболее яркие интерпретации классической драматургии. Классической не в смысле принадлежности какому-то веку, а по своей сути.

Наряду с русской драматургией (гоголевский "Ревизор" привезёт Александринка, "Волки и овцы" А. Н. Островского - Мастерская П. Н. Фоменко), калининградские зрители увидят также спектакль МХТ имени Чехова по культовой и ставшей уже классической пьесе А. Вампилова "Утиная охота" и "Контрабас" в роскошнейшем исполнении Константина Райкина - по одноактному монологу Патрика Зюскинда, живого классика современной европейской литературы. Комедийный жанр представлен "Сублимацией любви" по Альдо де Бенедетти (спектакль "Табакерки" с самим Олегом Павловичем и Мариной Зудиной) и "Смешными деньгами" театра "Сатирикон" по пьесе Рэя Куни. Последние два также не выпадают из общей "темы" и весьма ярко демонстрируют абсолютно классический пример того, как делается кассовый спектакль.
Кстати, великая и легендарная "Александринка" (Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина) приезжает в Калининград в первый раз — и с таким спектаклем! Калининградскому зрителю явно должно польстить, что "Ревизор" в постановке Валерия Фокина — лауреат не только премий "Золотая маска" и "Золотой софит", но и Государственной премии Российской Федерации. Кроме того, комедия Гоголя была представлена впервые именно на сцене Александринского театра - в 1836 году.

Гоголевский "Ревизор" Александринки.

Судя по афише, в сентябре на "Балтийских сезонах" нас ожидает и абсолютно "классический" звездопад. Помимо упомянутых уже Олега Табакова и Константина Райкина, на сцене областной драмы мы увидим звёзд петербургского Александринского театра в "Ревизоре" (в главной роли — Виталий Коваленко), неподражаемых "фоменок" Галину Тюнину, Полину Кутепову, Юрия Степанова - в "Волках и овцах", а в "Утиной охоте" МХТ им. Чехова - совершенно неожиданных для калининградского зрителя Константина Хабенского и Михаила Пореченкова.

Выбор театральных коллективов для "Современной классики" и включение в программу "Балтийских сезонов" спектаклей российских театральных вузов, на наш взгляд, говорят о желании организаторов придать взгляду на эту самую современную классику совершенно определённый ракурс, имя которому — студийность. Что это такое? "...Это когда я могу, не боясь быть непонятым, сказать в лицо всё, что думаю. Это когда нет раздутого самолюбия, а ложь не прикрывается словом "такт". Когда мы делаем единое дело единым дыханием, не разделяясь. Это товарищество, в котором мы честны и обнажены друг перед другом" (Лев Дуров).

Студийность в российском театре — действительно феномен. Но не в силу самого факта своего существования, а в силу тех плодов, что были на ниве студий взращены. Как правило, театральные студии в России — это стартовые площадки для создания целых систем и театров-явлений, очень мощные театральные лаборатории. Примеров множество. Навряд ли система Станиславского состоялась бы без шлифовки в четырёх (!) студиях. Третья из них стала Государственным театром им. Вахтангова. Наверное, без студий не было бы ни биомеханики Мейерхольда, ни школы Михаила Чехова. Ещё один пример — театр "Современник", родившийся из Студии молодых актёров, которую создал Олег Ефремов в 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ. Что такое сейчас "Современник" - никому объяснять не надо. Что такое Театр на Таганке — тоже. Хотя навряд ли мы говорили бы здесь о нём, если бы в 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, не пришёл новый главный режиссёр, Юрий Любимов - со своими учениками из Щукинского театрального училища, с их дипломным спектаклем и, само собой, с духом студийности. Тогда-то у театра и началась новая жизнь — а по сути, родился новый театр.
На нынешних юбилейных "Балтийских сезонах" мы увидим два спектакля, иллюстрирующих состоявшийся театр как результат эволюции от студии к театру. В меньшей степени это относится к спектаклю Театра под руководством Олега Табакова "Сублимация любви" по Альдо де Бенедетти, хотя история "Табакерки" как нельзя более подходит для такой иллюстрации. Первой табаковской студии, созданной из его гитисовского курса, получить официального статуса театра не удалось. Вторая студия Олега Табакова стала одним из самых востребованных зрителем московских театров, с массой наград и премий и звёздной труппой.

Спектакль "Контрабас" в исполнении Константина Райкина.

Те же характеристики по праву можно отнести и к другому театру — Мастерской П. Н. Фоменко. В сентябре на "Балтийских сезонах" мы увидим "Волки и овцы", спектакль студийный во всех отношениях - режиссёр поставил его в 1992 году со своим гитисовским актёрско-режиссёрским курсом. Через год этот курс получил статус театра и Петр Наумович Фоменко стал его художественным руководителем. На сегодняшний день в труппе уже три поколения "фоменок".
Два абсолютно не похожих друг на друга театра, но есть всё-таки общее — оба возникли из театральных курсов, оба превратились в театр-дом, театр-семью, где существуют свои законы и правила, где есть мудрый Отец и Учитель. Дом этот — не монастырь, а открытая лаборатория, где всегда рады новым талантам (и актёрским, и режиссёрским). Но чтобы задержаться здесь, необходимо совпасть "по группе крови". Оба мэтра — и Табаков, и Фоменко — Гуру априори, поэтому и создание студии (мастерской), и перерастание её в успешный театр для творческого пути этих мастеров — вещи вполне естественные.
На "Балтийских сезонах" прошлого года c большим успехом был показан спектакль Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача "MARIENBAD" (режиссёр Евгений Каменькович). Студия С. Женовача возникла из его гитисовского курса в 2005 году. Критика называет этот коллектив "реинкарнацией Таганки" и "самым модным передовым театром последних сезонов". Студийность стала фирменным знаком, сценической манерой труппы. "Женовачи" сейчас в самом начале пути от студии к театру, но иной судьбы у них, кажется, нет.

Все говорят о кризисе русского репертуарного театра, театра-дома. Однако театральная афиша "Балтийских сезонов" и тот зрительский ажиотаж, который каждый год вызывают спектакли представляемые фестивалем, убеждают нас в обратном. Во многом это, конечно, определяется выбором, который делают организаторы. Но совершенно очевидно, что у настоящего, живого, актуального, реалистичного театра есть и замечательное настоящее, и будущее. Именно такие театры и будут представлены в программе "Современная классика". И ещё об одном важном аспекте. Программу спектаклей российских театральных вузов, которая завершит юбилейные "Балтийские сезоны" и будет показана во второй половине октября, организаторы фестиваля назвали "Будущее театра". Нам, как видимо и организаторам, кажется, что, в первую очередь, это будущее русского репертуарного театра. Оглянитесь: вся история российских театральных студий свидетельствует об этом.