Стада коров упорно продолжают сокращаться, не растут и надои. По статистике в августе 2008 во всех категориях хозяйств численность поголовья крупного рогатого скота составляла 63,7 тыс. голов, в то время как в прошлом году было 77,4 тыс. голов. Коров во всех категориях насчитывается на 1 августа 32,1 тыс. голов. Валовое производство молока сократилось за этот период на 15,0 тыс. тонн. Выходит, поэмы рисуют идеальную действительность, а в сёлах царит суровая проза жизни.
Как рассказала ведущий специалист регионального министерства сельского хозяйства Татьяна Вельмякина, у нас очень мало занимаются племенной работой. Всего в регионе 62 хозяйства имеют молочное стадо, но из них – считанные единицы используют искусственное осеменение, мало быков-улучшателей, редко обновляется стадо высокопродуктивными породами коров. Импортная нетель, которая впоследствии будет давать по 8 тысяч кг молока ежегодно, стоит сегодня до 2,5 тысяч евро. Местную тёлочку в местном же племенном репродукторе можно купить за 50 тысяч рублей, но даже эта сумма кажется селянам заоблачной. Так что слаборазвитым хозяйствам молочное животноводство едва ли под силу.
- Где же прибыль? – спросите вы, ведь в магазине за литр молока покупатель выкладывает порядка 30 рублей. Увы, львиная доля из этой тридцатки уходит переработчикам и торговле. Хозяйства сдают молоко по цене 11 рублей 70 копеек, в частном секторе и вовсе по 8 рублей за литр. Дело в том, что перерабатывающие и торговые предприятия вошли в рынок, а крестьян в него никто не пригласил, оставили у коровьих хвостов.
Короткую передышку калининградские животноводы получили в конце 90-х. Под руководством Юрия Шалимова были приняты меры к ценовому регулированию (удалось подписать соглашение с переработчиками о паритетном распределении долей прибыли), введено квотирование импортной молочной продукции, организована обширная сеть сбора молока с частных подворий. Коровёнок прибавилось, скрипучая телега агропрома сдвинулась с мёртвой точки.
Однако, в команде нового губернатора Георгия Бооса должностные обязанности Шалимова несколько изменились. На должность министра сельского хозяйства пригласили молодого и перспективного Андрея Романова, выходца из столицы, но успевшего поруководить в нашей области перерабатывающим предприятием. Именно он и должен был модернизировать нашу сельскую телегу, сделать из крестьян бизнесменов. В общем, хотели как лучше…
Низовые звенья агропрома встретили нового идеолога настороженным вниманием. Сначала помалкивали – ведь его всюду представлял Юрий Шалимов, снискавший уважение селян. Ситуация изменилась в 2005 году, когда появилась возможность участвовать в нацпроекте по развитию агропрома. Более 40 хозяйств разработали проекты строительства ферм и прочих недешёвых объектов, Андрей Романов отправился представлять их в столицу. По молочному животноводству защитил всего лишь две заявки – «Агронемана» и «Ново-Высоковского» (к которому имел непосредственное отношение). Эти проекты получили от государства солидное субсидирование процентной ставки по кредиту. Разумеется, уже в следующем году они могли хвалиться своими технологиями на любом уровне.
Все, оставшиеся не у дел, этот сигнал поняли так – хороша Маша, да не наша. В 2007 году заявок от хозяйств было 23. Анатолий Гусев, поработавший в команде и Юрия Шалимова, и Андрея Романова (в качестве первого заместителя), считает, что потенциал господдержки использован очень слабо. Впрочем, не только он. Зависло множество скучных, рутинных мероприятий, которые обязаны выполнять труженики села. Например, естественные кормовые площади почти не обрабатываются, а их надо подкармливать, бороновать. У наших западных соседей грамотное пастбищное кормление значительно поднимает доходность стада.
Кроме того, работа на земле, оказывается, не укладывается в рамки виртуального бизнеса. Необходимы постоянные контакты с руководителями хозяйств, знание их бед и радостей. Более того, совсем не лишнее дело – вникнуть в жизнь тех сельских пенсионеров, которые ещё держат Зорек и Звёздочек. Ведь они, даже на исходе лета, доят их трижды в день и получают литров по 30 молока. Они отлично знают – как доить, кормить, вывозить навоз, сдавать молоко и - получать за него гроши. Ничего поэтического в этом нет. Разве что имена коров – Зорьки, Звёздочки...