18:11

Металлораком по культуре

  1. Новости

Как рассказал куратор выставки Дмитрий Булатов, технологические тренды конца ХХ и начала ХХI века уже лет десять дают обильные поводы не только поразмышлять, но и попытаться прочувствовать общность и различия между смоделированным объектом и живым существом. Фантазия, вторгающаяся в научный эксперимент, отражает обеспокоенность современных художников радикальным развитием научного прогресса. Тем не менее, проект поддержан не только Министерством культуры РФ, но и Фондом некоммерческих программ Дмитрия Зимина. А фонд этот, как известно, занимается спонсированием талантливых молодых учёных, а также популяризацией науки.

Выходит, авторы созданных видеоинсталляций не слишком переврали последние идеи робототехники, био- и генной инженерии. Недаром работали они в тесном сотрудничестве с научными институтами и даже пользовались их лабораториями. В результате внушительным международным коллективом художников было создано 45 пятиминутных фильмов, хотя в Калининградской художественной галерее представлено всего лишь 16 работ. В полном комплекте выставка побывала в Москве и на Биеннале электронных искусств в Сингапуре.

Впрочем, отобранные для Калининграда видеопроекции вполне панорамно отображают дерзость затей научно-технического прогресса. Самое сильное впечатление на меня произвела работа Флорис Кайк из Нидерландов. Герой фильма «Металлорак» - пожилой инвалид, в теле которого начинают разрастаться медицинские имплантаты. Как только процесс перешёл на голову бедняги, захотелось почитать аннотацию. Из неё я с большим облегчением узнала, что это псевдо-документальный фильм о таинственной и необратимой вирусной болезни, поражающей металлические протезы, вживлённые в организм пациента.

У большинства пришедших на выставку зрителей определённый интерес вызвал видеоролик Пола Гранжона из Уэльса. Ещё бы! Автор снял спаривающихся роботов. Два автономных (разнополых и снабжённых нейлоновыми гениталиями) агрегата на колесах, получив заряд энергии, начинают поиск друг друга и техногенное соитие. Это безотрадное явление заставляет поразмышлять об эволюционном потенциале современных технологий, а также о трансформациях художественного языка и огромном диапазоне метафор, коими наука щедро осыпает любознательных художников.

Словом, посетители выставки имели возможность убедиться, что видеоарт по-прежнему поднимает самые актуальные проблемы и ведёт интереснейший художественный поиск. В следующем году многопроектная инсталляция отправится удивлять культурную столицу Австралии Мельбурн.