Новости
25.04.2012
16:57

Сергей Лютаревич- Оптимальная структура управления на местах позволит сократить расходы на чиновников

Как муниципалитеты могут зарабатывать, нужно ли муниципальные районы преобразовывать в городские округа и какие налоги не помешают местным бюджетам. Об этом в интервью "Клопс.Ru" рассказал председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Калининградской области", глава администрации Светловского городского округа Сергей Лютаревич.

Полномочий больше, финансирования – меньше

- Сергей Николаевич, главы органов местного самоуправления неоднократно заявляли, что с каждым годом полномочий у них прибавляется, а финансирование, в лучшем случае, остается прежним. И как же тогда действовать органам местного самоуправления?

- Наболевший вопрос. Эту тему поднимали на прошедшем 20 апреля в Москве Общероссийском конгрессе муниципальных образований при председателе Совета Федераций. Первоначально Федеральным законом №131-ФЗ за муниципальными образованиями было закреплено от 20 до 27 вопросов местного значения. В течение 2004-2011 гг. произошло существенное расширение полномочий органов местного самоуправления. Сейчас это и организация электро-, тепло-, газо– и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом, дорожная деятельность, обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан и т.п. Так, перечень вопросов местного значения муниципальных районов возрос с 20 до 34, городских и сельских поселений с 22 до 36, городских округов с 27 до 42, это цифры по всей России думаю у нас примерно такая же ситуация. Именно поэтому в моей предвыборной программе на пост председателя Ассоциации и озвучено предложение исследовать полномочия муниципалитетов первого и второго уровня, чтобы решить вопросы по бюджетной обеспеченности.

- И это вызывает определенную озабоченность?

- На конгрессе многие высказывались по этому поводу. Сейчас мы говорим о том, что нужно найти золотую середину – либо забрать у местных властей ряд полномочий, либо искать источники финансового обеспечения. К примеру, сегодня в России только около 3% муниципалитетов могут выполнять самостоятельно свои полномочия! Особенно тяжело главам сельских поселений, где незначительные бюджеты. Ведь на них, как и на глав муниципальных районов и городских поселений возложена ответственность за обеспечение теплом, газом, водой. При этом денег у них на это просто нет, на эти полномочия направляются дотации из областного бюджета. Начинаем отопительный сезон со слезами и продолжаем со слезами. Главам приходится просить дотации для местных бюджетов, не снимая с себя ответственности в этих вопросах.

- Но ведь ранее на областной уровень забрали вопросы образования, совсем недавно – здравоохранение…

- Согласен, но обязанность по содержанию имущества школ, охране помещений, подвозу туда детей – остались у муниципалитетов. В содержание имущества входит устранение нарушений в соответствии с предписаниями, выданными надзорными службами. А это также финансово затратно для муниципалитета, как и организация учебного процесса. И не понятно, почему подвоз учащихся в школы не включили в понятие учебного процесса только с начала этого года? Губернатор пошел на встречу муниципалитетам, оказав финансовую поддержку на подвоз на условиях софинансирования областного бюджета с местным. На конгрессе я попросил нашего сенатора Николая Власенко решить вопрос о прекращении практики "судимости" директоров муниципальных учреждений - они не выходят из залов судов по требованиям Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и проч. Правила этих служб постоянно меняются, содержат противоречивые нормы, ни один бюджет не выдержит такой финансовой нагрузки, директора учреждений вынуждены часть зарплаты отдавать на оплату штрафов за нарушения, которые не могут устранить, так как в местных бюджетах нет денег на это.

Какая форма эффективней

- Губернатор Николай Цуканов неоднократно предлагал главам муниципальных районов рассмотреть вопрос об объединении муниципальных районов и поселений в городские округа.

- В Калининградской области 15 муниципальных районов и 7 городских округов. Для примера возьмем сопоставимые по численности Светловский городской округ с населением около 30 тысяч человек и Балтийский муниципальный район, где зарегистрированы 34 тысячи человек. В первом случае есть глава округа, он же председатель Совета депутатов, и глава администрации. В случае с Балтийском – глава района, глава администрации района, глава города Балтийска и глава администрации Балтийска и еще главы двух поселений с администрациями. Затраты на содержание органов местного самоуправления Светлого - 41 млн. рублей, Балтийска - 78 млн.руб.

И городские округа, и муниципальные районы предусмотрены законом, но сейчас задача глав определить, какая форма деления эффективнее. Губернатор Николай Цуканов предложил рассмотреть вопрос административно-территориального деления с целью создания оптимальной структуры управления на местах и эффективного использования бюджета, включая сокращение затрат на содержание аппарата чиновников. Возможно, эти задачи могут быть реализованы через упразднение районов и образование округов. Такое решение должно быть обоснованным и изученным. И реализоваться не революционным путем и не эмоциями, а тщательным расчетом, ведь цифры - вещь упрямая! Окончательное решение будет принято при активном участии населения.

Как зарабатывать муниципалитетам

- И все же основной вопрос – за счет чего будут жить муниципалитеты, в состоянии ли они решать вопросы местного значения, есть ли источники финансирования возложенных полномочий?

- Правильный вопрос, и его председатели ассоциаций тоже поднимали на конгрессе. Налог на прибыль полностью поступает в областной бюджет. В местном бюджете остается полностью лишь налог на землю и единый налог на вмененный доход. Частично (50%) - налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения и лишь 40% НДФЛ. Вот и все налоговые поступления в местный бюджет. На конгрессе также обсуждался вопрос о перераспределении налогов между бюджетами. Кстати, один из важных вопросов - передача федеральных земель муниципалитетам. В регионе, к примеру, у Минобороны около 40% всех земель, а они вообще освобождены от уплаты земельного налога, пополняющего местный бюджет.

- Рассматриваются ли варианты решения проблем муниципалитетов не с помощью перераспределения полномочий, а путем расширения возможностей для повышения своих доходов?

- Тут есть два варианта: или забирать полномочия с местного уровня, или развивать и поддерживать в муниципалитетах предпринимательство. Необходимо реализовывать больше программ для развития малого и среднего бизнеса в сельских поселениях и главное - развивать инфраструктуру.

В настоящее время главы защищают концепции развития округов и муниципальных районов, каждый определяет генеральную линию развития, чтобы инвестор знал, куда идти. Одни муниципалитеты развиваются как курорты, другие нацелены на развитие агропромышленного комплекса. Представили и защитили программы Пионерский городской округ, Гусевский и Правдинский районы.

- Инвестор в первую очередь заинтересован в готовой инфраструктуре. Готовы ли муниципалитеты ее предоставить?

- Государство, в лице федерального и областного Правительства, также является крупным инвестором. Инвестирование федеральных средств осуществляется через федеральные целевые программы, нацпроекты. Программные вложения необходимо разбить на два блока: имеющие экономический эффект, связанный с возвратом вложенных бюджетных средств, получения экономической выгоды и вложения исключительно социальной направленности. Концепции, разрабатываемые муниципалитетами, как раз предполагают получение федеральных денег (при условии софинансирования) на развитие инфраструктуры, что привлечет инвестора и повысит финансовую состоятельность территории. Например, глава Пионерского сама нашла инвестора для строительства морского порта, что позволило бы развить туристические и рекреационные зоны прибрежных городов, но для этого необходимо строительство дороги между Пионерском и Светлогорском. Такая территория станет привлекательной для большего числа инвесторов.

На основе программ муниципалитетов Ассоциация совместно с Министерством экономики готовит предложения в Программу комплексного развития Калининградской области до 2020 года, которую губернатор будет защищать 25 мая перед Правительством РФ. В связи с этим первостепенная задача Ассоциации муниципальных образований – успеть утвердить программы муниципалитетов, желающих участвовать в развитии, при необходимости внести коррективы.

- После вашего избрания председателем, вокруг Ассоциации Совет муниципальных образований Калининградской области кипят нешуточные страсти.

- Вокруг Ассоциации действительно сейчас пытаются развернуть политические дрязги. Никто из нас не может понять, зачем это все делается. Мы ведь просто общественная организация и наша цель - взаимодействие между муниципалитетами и правительством с целью благоприятного развития муниципальных территорий.