18:36

Что зодчий новый нам готовит-

  1. Новости

Начнём с того, что конкурсную комиссию по выбору главного архитектора возглавила заместитель главы администрации Данута Смирнова. Наверняка, у Феликса Феликсовича нашлась масса дел поважнее. Ведь главного архитектора при желании можно и уволить. Зачем лишний раз слушать 8 концепций и пытаться разобраться, кто же из них лучше отстроит Калининград?

— Феликс Феликсович назначил меня главой конкурсной комиссии, — сообщила Данута Смирнова. — Уверена, он будет доволен принятым решением.
Что ж, раз будет доволен, то и хорошо. Ещё бы и горожане остались довольны, тогда — «честь и хвала» конкурсной комиссии. Тем более дело у них непростое. Даже прибывшему по настоянию Павла Саркисова эксперту решающего слова не дали. Ответственность за верное решение члены комиссии теперь могут полностью возложить на себя.

Семьи и души

Первым, наверное, из уважения к проделанному пути, пригласили Дмитрия Зайцева. Этот кандидат прибыл из Нижневартовска в Калининград. В цепочке аргументов самым внятным стал — я и моя семья переезжает в Калининград. Поэтому-то претендент и решил себя попробовать на новом месте ни много ни мало в качестве главного архитектора.

Дмитрий Николаевич рассказал, что «генплан в городе был утверждён лишь пару лет назад. Пик строительства начнётся лет через двадцать, а раньше этого времени карьеру сделать — никак».

Положение, конечно, не самое приятное, но всё же члены конкурсной комиссии сочувствием не прониклись.

— А вы знаете oб исторической судьбе города? — спросил Александр Зуев, член конкурсной комиссии, заместитель главы городской администрации.

— Да, я знаю, что Калининград — немецкий город, — заверил претендент.

Дмитрий Зайцев сообщил, что был в Калининграде в прошлом году, ознакомился с генпланом и результатами ворк-шопа, а потому знаком с архитектурой города. Архитектор среди градостроительных недостатков Калининграда отметил проблемы с канализацией и промзону в центре. А вот к своим достоинствам приписал 8 лет работы муниципальным чиновником.

Следующим кандидатом на должность главного архитектора стал Олег Купердяев. По его словам, он идёт в главные архитекторы потому, что душа за город болит. Своей архитектурной гордостью oн назвал ТЦ «Меркурий», дом в районе проспект Мира – Бассейная. Правда, по его мнению, ТЦ испорчен рекламой, а вот жилой дом несколько видоизменился в угоду заказчику и независящим от строителя обстоятельствам.

Возможно, исходя из опыта, сына ошибок трудных, Олег Купердяев и расставил приоритеты в своей дальнейшей потенциальной работе: максимум использовать интеллект калининградских архитекторов, развивать территории Восток, Юго-Восток, Сельма, а также берега реки Преголь. Напоследок, Олег Леонидович отметил, что и рекламу в городе нужно бы упорядочить.

Слова, слова и их отсутствие

Следом за Олегом Купердяевым в зале заседаний появился нынешний директор «Калининградгражданпроекта» Сергей Копычина-Лоренс. Члены комиссии задали вопрос, а бывали ли у него случаи, когда проект несколько видоизменялся в ходе строительства под влиянием заказчика или обстоятельств. Архитектор уверил:

— В истории не было не одного случая, когда запланированный проект полностью выходил таким, каким его задумал архитектор. В ходе строительства появляются новые технологии, материалы.

— Однако будем откровенными, чаще всего изменения первоначального проекта заказчик вносит не для того, чтобы применить новые технологии. Обычно это делается чтобы сократить стоимость, — отметил Александр Зуев.

— Тогда всё зависит от заказчика. Если речь идёт o социальном проекте, то здесь ничего не поделаешь – надо удешевлять. А вот для коммерческих проектов внешний вид — лицо. Обычно таких споров не возникает.

Подобный весьма нелестный для социальных объектов ответ не совсем удовлетворил. Александр Зуев весьма эмоционально отметил, что сейчас идёт такое «экономное» строительство — в частности дома, возводимые на Сельме военными, строятся по «откровенно устаревшим технологиям».

— По-моему, дело главного архитектора как раз вмешаться в это, — заметил Александр Зуев.

После краткого разговора o положительной роли градсовета, пригласили следующего кандидата — Сергея Лебедихина. Кстати, он уже занимал эту должность с 1989 года по 1991 года. Наверное, за недолгое время работы в этой должности сложились долгосрочные проекты и идеи. Наверное, оттого и концепция получилась многословная и подробная. Первое, что, по мнению несостоявшегося главного архитектора, необходимо сделать в городе, — так это определиться с центром.

— Каким ему быть — моноцентрическим или полицентрическим? Некоторые придерживаются мнения, что всё необходимо сосредоточить в центре. Я и многие мои коллеги архитекторы считают, что необходимы и подцентры, — заявил претендент.

Следующий пункт — утверждение планов застройки — хотя бы в отношении зелёных массивов. Консервация зелёных зон.

Третье, на что обратил внимание архитектор — транспортная проблема города. По его мнению, нужно сначала думать и проектировать, как провести дороги, а уж потом давать разрешения на строительство.

К своим достижениям Сергей Лебедихин причислил создание экономической карты города.

Следующим кандидатом стал Игорь Ли. Он в своём выступлении был максимально лаконичен. Так и не удалось понять сидящим журналистам — каким же будет Калининград. Формулировка «хочется попытаться сделать наш город красивее, интереснее, комфортнее» даёт не слишком обширное представление o том, в чём собственно эти попытки будут заключаться.

В копилке опыта нашего нового главного архитектора — отель «Фальке» В Светлогорске, комплекс «Олимп» в том же славном курортном городе и правила землепользования для светлогорской земли. Калининградскую проблему Игорь Ли попытается решить устройством международного конкурса для проекта для центра города.

— Не слишком ли вы зациклены на центре? — спросил Александр Зуев.

— Нет, я считаю, что нужно планомерно развивать центр. Наверное, это из моего выступления так вышло. Я за планомерное развитие, — ответил без пяти минут главный архитектор.

O гражданском обществе и отсутствии гражданского духа

Следом за Игорем Ли своё видение представил Александр Невежин. Он говорил o гражданском обществе — по его мнению, необходимо, что бы заказ на строительство поступил именно от общества. Всё необходимо обсуждать. Замечательная идея, если бы только удалось заставить общество, если это не касается прямых интересов каждого обсуждающего, искренне и вдумчиво заботиться o судьбе каждого здания.

После появился Михаил Селянин — он пожаловался на нехватку денег в архитектуре. Мол, из-за этого не хватает денег на толковые генпланы. Павел Саркисов возразил ему, что не хватает граждански активных и умных людей — архитектура возвращает в этом году 7 млн руб., так как не смогли их освоить. Последним выступал Евгений Сопов, подавшийся в главные архитекторы из-за нераскрывшегося творческого потенциала.

После всех концепций комиссия ожесточённо и единогласно попросила журналистов удалиться из зала.

После получасового перерыва всех пригласили назад — объявить результаты совещания. Победил Игорь Ли. Он собрал 34 балла из 35 возможных. В этот момент выяснилось, что победителя уже нет в зале. Когда претенденты разошлись и Данута Смирнова дала комментарии, появился и Игорь Ли.

По его словам, он приступит к исполнению обязанностей только с начала сентября. O судьбе города он ничего не поведал — не готов, отметил уже главный градостроитель.