12:29

В Калининграде полицию обяжут сообщать волонтерам о пропаже детей

  1. Новости

На прошлой неделе калининградских волонтеров пригласили в Госдуму. Создатели объединения "Поиск людей. SOS" Денис Малашин (он системный администратор) и Илья Гаврилов (занимается автопрокатом) с 2010 года добровольно ведут поиск пропавших. На счету ребят около десяти громких операций. В Госдуме Илья с Денисом и другие волонтеры из семи регионов страны сели за стол переговоров с депутатами, представителями полиции, МЧС, ФСБ. Говорили о сотрудничестве в поиске пропавших детей. И хотя на выступление нашим землякам отвели всего пять минут, они сумели обозначить главные проблемы и внести предложения.

Информация под замком

– Встреча на таком уровне у вас впервые. Вас услышали депутаты и силовики?

– Услышали! Работу волонтеров в России теперь узаконят, – говорит Денис Малашин. – Пока полномочий у нас нет, мы не можем настоять и получить от полиции нужную и срочную информацию, не можем проводить оперативно-розыскные мероприятия. В Гвардейске, когда искали студента-медика БФУ Женю Мельника, едва не арестовали. По закону больше трех человек собирать нельзя, а нас приехало две сотни, вроде как несанкционированный митинг. Об этом мы и говорили на встрече. Депутаты в скором времени обещают дать волонтерам официальный статус и наделить определенными правами, ввести для нас льготы, а участие в поисках людей учитывать как дополнительный стаж. Через месяц в областное управление УГРО из столицы придет регламент, как оперативники должны работать с волонтерами. Нам удалось убедить власти, что волонтеры не ставят себя в противовес полиции, а позиционируют как общественные помощники.

– Как после получения статуса изменится ваша работа?

– Работа наша не изменится, только информацию об исчезновении детей, людей будем получать от полиции мгновенно, – говорит Илья Гаврилов. – А это главное, ведь в поисках важны первые три часа, когда по горячим следам можно найти малыша: пустить собаку, у нас есть кинологи, но след в городе держится максимум четыре часа на неоживленной улице. Волонтеры готовы сделать то, на что у полиции не хватает технических средств, людей. Мы за час можем собрать 30 машин и сотни человек.

Телеканал попросил деньги

– Почему сейчас сотрудничество с полицией не так эффективно?

– Полиция законами и бумажной волокитой связана по рукам и ногам, – говорит Денис. – Представители МВД говорили об этом на встрече. Когда пропадает ребенок, сразу возбуждают уголовное дело по статье «Убийство», начинают оперативно-розыскные мероприятия, когда пропадает взрослый, полицейские обязаны выждать три дня – как раз то время, когда еще есть надежда найти человека, пусть избитого, потерявшего память, в придорожной канаве, но живого.  

– А СМИ всегда вам помогают?

– Реагируют не все, – подхватывает разговор Илья. – На нашу просьбу разместить информацию о пропавшем на Нижнем озере 4-летнем Кирилле Саварине одна из местных радиостанций заявила, что у нее позитивная волна, такое объявление вне вещания. Попросили дать эфирное время для видеоролика о мальчике на одном частном телеканале, с нас попросили 5 тысяч рублей! Мы добровольцы, у нас нет спонсоров...

Законотворцы задумались

– Что нужно изменить в первую очередь, чтобы помочь вам?

– Законы менять! – говорят парни. – В Госдуме мы предложили внести поправки в закон о персональных данных, чтобы оперативники в случаях пропажи детей могли снимать информацию с мобильников без санкции суда. Сейчас, чтобы «прощупать» биллинг телефона, следователю нужно направить оператору связи запрос, а у того есть три недели на ответ. Спустя месяц эти данные бессмысленны, а в первые часы можно вычислить, где человек находился. Депутаты согласились с нашим предложением, а еще планируют внедрить в работу СМИ правило — при пропаже ребенка они обязаны будут предоставить бесплатное эфирное время и место для объявления.

Программы в школах

– На сайте vkontakte создана ваша группа, в ней более 800 человек. Все они участники поисковых операций?

– Увы, на поиски поднимается треть участников, поэтому группу мы закрываем, – говорит Денис. – В свои ряды теперь будем принимать по-новому, только после обучения, профессионалы у нас есть — бывшие опера, кинологи, психологи. Хотим перенять опыт питерских коллег, у них новичок зачисляется в группу добровольцев только через три месяца, если достоен.

– Кроме нового волонтерского объединения планируете еще что-то внедрять?

– Сейчас бывший сотрудник одной из столичных силовых структур разрабатывает для нас систему поисков человека в городских условиях, – рассказывают ребята. – Мы готовим две новые программы. Одну хотим запустить в школах города с осени – психологи будут объяснять детям модель поведения при похищении, если, конечно, руководство школ согласится работать с нами. Вторая – «напоминалки» для родителей – как определить, склонен ли ребенок к бегству из дома, и что делать, если он пропал. Вместе с питерскими коллегами разрабатываем программу по выявлению педофилов в интернете. Надеемся, все получится – нас включили в рабочую группу при Госдуме по поиску людей...

Здесь помогут

Сайт волонтерского объединения «Поиск людей. SOS»: www. FIND39.ru, телефон: 8-906-232-88-32, Денис.

Самые громкие операции волонтеров

  • Август 2011 года – на поиски 4-летнего Кирилла, пропавшего на Нижнем озере, поднялись сотни калининградцев. Ребенка искали сутки. Наутро тело малыша подняли со дна озера.
  • Февраль 2011 года – поиски 29-летнего Руслана Иваненко, он ушел со свадьбы друга в кафе у п. Прибрежного и пропал. Мужчина не найден.
  • Ноябрь 2011 года – поиски 27-летнего Антона Фирсова, парень пропал в п. Октябрьском, сейчас в розыске.