Новости
23.03.2012
17:35

Рынок труда в Калининграде задыхается от нехватки квалифицированных рабочих кадров

Проблему острой нехватки представителей рабочих специальностей и переизбытка специалистов с высшим образованием признают и учебных заведения, и бизнес, и власть. Однако решить ее пока не удается.

Сегодня в 22 учебных заведениях начального и среднего образования Калининградской области учится 15,5 тысяч человек. Ежегодно они выпускают 2,5-2,7 тысяч специалистов. При этом региональный рынок труда нуждается в 6 тысячах в год. Ситуация усугубляется демографическим спадом 90-х годов, в результате — недобор учащихся.

Еще одна причина лежит в сфере российского менталитета. Работать руками, в отличие от западных стран, в России не престижно, несмотря на то, что найти работу молодому человеку с высшим образованием достаточно проблематично, а зарплата у людей рабочих специальностей зачастую выше, чем у обладателей вузовских дипломов.

- Однако большинство родителей считают, что не все определяется заработками, - рассказывает министр образования Калининградской области Анастасия Хребтова. - Рабочие профессии – это тяжелый труд, и они не хотят своим детям такой доли.

Кадровые агентства, сводящие работодателей и работников, - лучшая лакмусовая бумажка рынка труда. Они хором заявляют: калининградский рынок труда перекошен.
- Сегодня лучше быть квалифицированным поваром, чем юристом, - уверена директор кадрового агентства «Бизнес Персонал» Анжелика Николаева. – Абсолютно бесперспективна подготовка специалистов гуманитарных специальностей в учебных заведениях среднего профессионального образования, а также таких специальностей, как предприниматель, архитектор, специалист банка, специалист по информационным технологиям, менеджер по туризму. Их в избытке выпускают вузы.

Директор Калининградского информационно-аналитического кадрового центра Михаил Порядин говорит, что спрос на специалистов со средним профобразованием превышает предложение. Он наблюдает переизбыток юристов, экономистов, менеджеров, руководителей разного уровня и острую нехватку квалифицированных рабочих – от слесарей, станочников, сварщиков до проектировщиков и технологов.

Директор кадрового агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова даже советует своим клиентам-соискателям вообще отказаться от высшего образования:
- Работодатель снизил некую возрастную и образовательную планку. Сегодня он не ставит условие, чтобы человек был с высшим образованием. А до недавнего времени у нас даже продавцы имели вузовские дипломы. Сегодня выпускники с высшим образованием готовы и на 10 тысяч зарплаты идти, а со средним – рассматривают от 20 тысяч. На рынке труда явный перекос: главбух получает 40 тысяч, как и технический специалист без образования. Работать руками сегодня интереснее и выгоднее, чем головой.

Под крылом у государства

У нас все техникумы, колледжи, ПТУ, кроме одного-двух, – государственные. Финансируются из регионального бюджета. Они дают как начальное профессиональное образование – то есть выпускники выходят с профессией и со средним образованием, как после школы, – так и среднее профессиональное образование. Такие специалисты, обладая рабочей профессией, получают диплом, позволяющий им при желании поступить сразу на 3-й курс вуза, если специальность совпадает. Училища, техникумы и колледжи берут на обучение ребят после 9-го и после 11-го класса часто даже без конкурса (особенно в ПТУ), иногда устраивают тестирование или спецэкзамен (если это, к примеру, речь идет о художественной специальности). Обучение бесплатное. Срок – 2,5-3 года. То есть к 18 годам это уже готовые рабочие кадры.

В одном из таких заведений – ПТУ № 5 – как раз готовят тех, кто нужен рынку: сварщиков, мебельщиков, мастеров столярных и мебельных работ, автомехаников, радиомехаников. Есть специфическая профессия – «оператор связи», проще говоря – сотрудник почты, которых «Почте России» постоянно не хватает. Специальность «оператор ЭВМ» есть и в ПТУ № 5, и почти во всех других ссузах (средне-специальных  учебных заведениях). Что характерно, выпускники-программисты, у которых в дипломе написано «прикладная информатика», не так нужны рынку, как операторы ЭВМ.

- У наших выпускников нет проблем с трудоустройством, - говорит заместитель директора ПТУ № 5 Наталья Горюнова. – Сегодня у нас учится 440 человек. В 2011 году мы выпустили 211, нетрудоустроенными оказались только двое. Но это сироты, которые имеют льготы от государства, и на бирже труда они еще полгода будут получать 20-25 тысяч рублей. «Автотор» заказывает нам автомехаников и сварщиков, мебельщиков еще на практике разбирают мебельные компании и завод «Янтарь» - им нужны такие специалисты на внутренние работы.

Калининградский художественно-промышленный техникум привлекает студентов эксклюзивными профессиями. Здесь около 700 ребят – это максимум «производственной мощности» техникума.

- Мы готовим ювелиров. У нас единственная в области учебная янтарная мастерская. Мы вошли в программу развития янтарной отрасли Калининградской области, - говорит замдиректора Калининградского художественно-промышленного техникума Наталья Михайлова. - Группы автомехаников всегда набираются, но так как их готовят почти все учреждения, 100-процентного трудоустройства нет. «Автотор» берет наших ребят на практику - по договору.

Навыки в цене

По словам Натальи Михайловой, 25-30% выпускников Калининградского художественно-промышленного техникума поступают в вузы, 5% не трудоустраиваются вовсе. Около 5% находят работу еще во время практики.

Эксперты по персоналу сходятся во мнении, что основным критерием при найме на работу стало обладание неким набором профессиональных качеств. Профессия, полученная в учебных заведениях средне-специального образования, должна быть прикладной, узкоспециальной. На предприятиях никто новичка учить не будет. Нужны не столько знания, сколько навыки.

Из кадровых агентств мы получили некий список дефицитных специальностей. Часто представителей этих профессий работодатели готовы принимать на работу даже без опыта. Строительство после кризиса опять пошло в рост, а потому ощущается острая нехватка каменщиков, бетонщиков, отделочников, слесарей-сантехников, сварщиков. Сегодня каменщики и отделочники на стройках зарабатывают от 40 до 70 тысяч рублей. Сетевые и мелкорозничные магазины охотно принимают на работу продавцов и кассиров без опыта, обучают их дополнительно. Огромный дефицит кадров в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Даже в период кризиса не падал спрос на поваров, кондитеров, пекарей, официантов. Однако уходят с рынка водители-дальнобойщики, которые еще недавно были самыми запрашиваемыми. Бизнесу нужны специалисты в сфере точных и наукоемких производств – на сборку компьютеров и техники, в печатные мастерские, на завод «Калининградгазавтоматика», на предприятия рыбо- и мясоперерабатывающей отрасли.

Противоречия в системе

Еще недавно вопрос о том, сколько человек и каким профессиям обучать в ссуах, решался в министерстве образования. Подход был формальный. Сегодня училища, техникумы и колледжи, оставаясь государственными учреждениями, напрямую зависят от работодателей. Именно бизнес формирует план набора. Но при этом – абсурд! – финансово практически никак не участвует в обучении нужных им специалистов.

– Завод «Янтарь» и «Балткран» - два наших основных работодателя, которые делают нам заказ, - рассказывает Наталья Горюнова. – «Балткран» буквально задыхается без слесарей металлосборочных конструкций и попросил нас обучить для них 50 человек. В этом году мы лицензировали эту профессию, разработали учебные планы, нашли преподавателей и набрали группу. Но единственная помощь, которую вроде бы согласен нам оказать «Балткран», - это содействие в оформлении кабинета спецтехнологий и создание у себя на предприятии ученических участков.

Получается, что бизнес бесплатно получает работников, которых за свой счет готовит государство. Анастасия Хребтова, впрочем, не находит здесь противоречий:
– Система профобразования – обслуживающая, мы выполняем заказ работодателей, которые платят налоги. Ситуация, когда государство за свой счет готовит кадры для частных компаний, сложилась исторически.

По данным областного минобразования, Гусевский агропромышленный колледж обучает кадры для компании «Технополис Гусев», консервного завода, швейного предприятия. Черняховская мебельная фабрика участвовала в разработке специальности по деревообработке. Калининградский Колледж предпринимательства и туризма активно работает с турагентствами и с холдингом «Виктория-Балтия»: готовит торговые кадры, а компания ежегодно выделяет средства на развитие материальной базы и обеспечивает 100-процентное трудоустройство.

Но сотрудничество с бизнесом удается не всем. Педагоги средних профессиональных учебных заведений не могут договориться с работодателями: тех не удовлетворяет качество подготовки кадров, и они вынуждены переучивать выпускников. Учебные заведения согласны подстроиться под требования бизнеса и просят дать им критерии необходимой компетенции выпускников. Но четкой формулировки не получают. Как не получают помощи для реализации этих критериев, ведь государство не может финансировать все «хотелки» предпринимателей.

– «Балткран» заказал нам специалистов, а мы просим их помочь - хотя бы дать объявления о том, что мы обучаем этой профессии, - рассказывает Горюнова.

Министр Хребтова, напротив, думает, что проблема в неповоротливости директоров училищ, колледжей и техникумов:
– Ты должен найти, заинтересовать и, грубо говоря, продать свой продукт. Проще было годами готовить людей по наработанным специальностям и не думать об их трудоустройстве. Кроме того, система профподготовки у нас - 2,5-3 года. Бизнес не может так долго ждать, за исключением крупных предприятий, у которых заказы на годы вперед. Соответственно, наши учреждения должны обучать специалистов в течение нескольких месяцев.

Жизнь средних учебных заведений осложнится в следующем году, когда они будут обязаны участвовать в конкурсе-тендере. Бизнес будет подавать заявки, а ссузы на конкурсной основе бороться за заказ. Проблема в том, что в учебных заведениях действует система подушевого финансирования!

- Предположим, заводу нужно 10 автомехаников, - рассуждает Горюнова. – Мы выиграем этот тендер и будем обучать 10 человек. Но за эти 10 человек при подушевом финансировании оплата наших педагогов будет мизерной. Сегодня, когда у нас группы по 20-25 человек, средняя зарплата у педагогов училища 10-12 тысяч рублей. Если в группе будет только 10 учеников, преподаватели откажутся работать.

К тому же если учреждение выполнило заказ работодателя и больше ему такие кадры не нужны, специальность что, нужно закрывать? Чтобы избежать этого, чиновники от образования советуют педагогам давать своим подопечным более широкий спектр, базовый, знаний и умений, чтобы они в любом случае могли найти себе применение.

Маркетинговая работа в бизнес-среде у руководителей профтехобразования получается плохо. В основном, это – личные, точечные и несистемные контакты. Областной минобр несколько раз организовывал круглые столы, куда приглашались представители бизнеса. И хотя приглашения были разосланы по сотням адресов, откликнулись и поучаствовали единицы – и то те, с кем контакты и так налажены. Получается, бизнес жалуется на нехватку кадров, но игнорирует общение с теми, кто эти кадры может предоставить. Министерство образования обещает открыть специальный центр по взаимодействию, но и оно признается, что дается этот центр с большим трудом.

Как работодатели относятся к сложившейся ситуации на рынке труда, насколько высоко оценивают качество современного образования и кого ждут на работу в свои компании?

Сергей Заворотынский, генеральный директор компании «Карго-Сервис»:

Сегодня молодые люди, только окончившие вуз, приходят на работу с завышенными ожиданиями, как правило, абсолютно не обоснованными. Телевизор их приучает к тому, что все должно быть сразу. Они считают наличие диплома уже неким достижением, за которое им будут много платить. А по существу образование, полученное в вузе, оторвано от жизни. Это касается и теории, и практики. Помимо диплома, также очень важны человеческие качества кандидата и его желание работать.

Дмитрий Зиновьев, заместитель директора «ОТТО КАР», официального дилера ŠKODA:

Если говорить о нашей компании, то сегодня мы испытываем потребность в сервисных консультантах, главным качеством которых была бы клиентоориентированность. К сожалению, современное образование в 90 % случаев не соответствует требованиям рынка, необходимому актуальному уровню знаний и компетенции. Поэтому в основном работников приходится переучивать.

Считаю, что в нашем бизнесе не хватает технократов с гуманитарной «головой», знающих устройство психологии потребителя, умеющих абстрагироваться и критично воспринимать собственные действия, планирующих собственную жизнь и развитие и измеряющих свои цели и успех не в деньгах. Однако сейчас слишком много людей с неактуальными, несовременными знаниями, с амбициями, не подкрепленными компетенцией.

Дарья Лиходед, генеральный директор агентства TUI Калининград:

Думаю, сегодня на рынке слишком много психологов и юристов. Я не люблю «молодых специалистов». Молодежь не понимает, что их обучали не конкретной специальности, а работе с литературой и материалами, способам поиска необходимой информации, развивали их способность защищать свое решение. Реальное обучение основам профессии проходит уже на месте работы!

Когда эти «спецы» приходят устраиваться на работу, они должны четко понимать, что фирма тратит время - которое стоит денег - на их обучение и доведение до уровня специалистов. Следовательно, можно сделать вывод, что выпускники любого учебного заведения должны любить труд и быть готовыми обучаться. Еще раз подчеркиваю, что выпускник с дипломом, выданным образовательным учреждением, и специалист – это разные понятия!

Людмила Филатова, руководитель пресс-службы Калининградской ТЭЦ-2:

Сегодня наравне с узкими специалистами у нас востребованы программисты и экономисты. Но к кандидатам мы предъявляем очень высокие профессиональные требования. Также необходимо наличие опыта работы не менее трех лет, свободное владение английским языком. Молодые  теплоэнергетики приходят к нам после окончания КГТУ. Как правило, это хорошие специалисты, не раз проходившие практику на КТЭЦ-2, проверенные в работе. Кроме того, это активные ребята, занимающиеся спортом, увлеченные своей профессией, участники корпоративных мероприятий.

Думаю, что сегодня необходимо готовить разных специалистов, но подходить к обучению нужно более качественно - с точки зрения практического применения знаний: вводить в учебный план больше мастер-классов и прикладных занятий. На рынке труда большой выбор, но когда нужно найти работника на освободившееся место, взять некого: у кандидатов слишком низкий уровень подготовки и полное отсутствие практических навыков.

Александр Пронин, собственник брендингового агентства «Лаборатория успеха»:

Мы получаем много запросов о трудоустройстве в нашу компанию, но качество большинства соискателей не соответствует рыночным требованиям, при этом почти все они имеют диплом с формальным образованием. За шесть лет работы из сотни соискателей, обращавшихся к нам, всего за пару человек мы цеплялись двумя руками. Практически не думая, соглашались на заявленные ими условия. Остальные – это «перекати поле»: сегодня тут, завтра там. На данный момент нашей компании нужны только дизайнеры. Да и то, если мы даем объявления об их поиске, то больше с прицелом на будущее. Что касается образования, то по опыту - дизайнер с высшим, либо профильным, либо околопрофильным (инженер, архитектор и так далее) образованием получает предпочтение в силу того, что у такого сотрудника работы качественнее и чище. Человеческие качества соискателя трудно оценить до его найма. Как правило, человек познается в ежедневной рутиной работе. Правда, редко встречается человек с искоркой в глазах, жадный до нового опыта и знаний. В целом, думаю, что рынку нужны специалисты с прикладным профессиональным образованием. В сфере производства услуг в области брендинга и рекламы есть спрос на грамотных дизайнеров, профессиональных фотографов, иллюстраторов, копирайтеров, корректоров, web-дизайнеров. Рынку нужны специалисты, а не владельцы дипломов с пустым, формальным образованием. На мой взгляд, нужно сначала найти себя и только потом начинать учиться в том профессиональном направлении, которое нравится и где хочется себя реализовывать, а не пытаться, потратив пять лет на бесполезное образование, «пристроиться» с ним в теплое место.

Татьяна Головатская, директор калининградского представительства международной контейнерной линии Hapag Lloyd AG:

Ни для кого не секрет, что хорошие кадры нужны всегда. Нашей компании интересны специалисты в области экономики, юриспруденции, информационных технологий и, конечно же, логисты. Наличие высшего образования ценно и востребовано, но далеко не последнюю роль играет правильный набор человеческих качеств. Мне, как работодателю, хотелось бы видеть в кадрах увлеченность, целеустремленность, самоотдачу, эрудированность, лояльность. К сожалению, не все претенденты отвечают этим требованиям.

Получив несколько высших образований, могу с твердой уверенностью заявить, что уровень и качество образования в регионе достаточно высоки. Важным являются способности, желание и стремление студентов получить полный объем предлагаемых им знаний. Другой вопрос, что, имея на руках тот или иной диплом, современные молодые специалисты могут продемонстрировать лишь базовый, теоретический набор знаний. Работодатели же хотят видеть готового специалиста, знающего все нюансы и особенности той или иной сферы деятельности. И здесь должен быть достигнут компромисс между работодателем, готовым обучать и доводить «до ума» молодые кадры, и самими сотрудниками, способными «учиться заново». Меня беспокоит последняя тенденция крупных предприятий и компаний географически раскидывать по России целые департаменты, которая складывается отнюдь не в пользу Калининградского региона. Предпосылки у всех свои, они в целом понятны и объяснимы. Но последствия могут быть весьма плачевными. И большинство молодых юристов и экономистов, которых ежегодно выпускает чуть ли не каждый из 30 вузов региона, в скором времени просто не смогут найти себе достойное применение.

Кадровая служба ОАО «ПСЗ «Янтарь»:

Завод испытывает особо острую необходимость в специалистах судостроительных профессий начального и среднего специального уровня. Прежде всего, нужны судовые трубопроводчики и сборщики корпусов металлических судов.

Из человеческих качеств специалистов приветствуются порядочность и стремление достичь высот в своей профессии.

В процессе подбора кадров наиболее тесно мы работаем с судостроителями и машиностроителями из КГТУ, механиками из БГА. Наш опыт общения с выпускниками этих вузов показывает, что образование они получают хорошее, и, в целом, оно отвечает современным производственным требованиям.

На наш взгляд, сегодня актуально готовить инженеров и техников для производства. Явный перебор – в выпуске экономистов, юристов, менеджеров и программистов. В Калининграде высших учебных заведений, в полном смысле этого слова, всего пять, остальные – не имеющие материальной базы – профанация.

Дмитрий Волобуев, президент ГК Lorry-group:

Если говорить непосредственно о группе наших компаний, то мы испытываем сложности со специалистами, имеющими среднее специальное образование. Я имею в виду не бывшие ПТУ, а бывшие техникумы. Техника, которую мы обслуживаем, становится сложнее с каждым годом, и нам нужны специалисты не только с хорошими руками, но и с головой, способные понимать суть процессов, учиться и анализировать свои действия. Однако им не обязательно иметь высшее образование, знать высшую математику, разбираться в квантовой теории или тонкостях философии. А что касается человеческих качеств, мне кажется, стало меньше людей, способных взять на себя ответственность.

Молодые специалисты, с которыми мне доводилось сталкиваться, в большинстве своем имели  лишь дипломы, но не имели ни специальности, ни образования. К сожалению, с ними в нашем сегменте (ремонт и обслуживание коммерческого транспорта, строительной, портовой и дорожной техники) большие проблемы. Думаю, огромное количество высших учебных заведений и их филиалов, выпускающих непонятно кого и для чего и превратившихся в заведения по относительно честному отъему денег у населения, надо сокращать.

Андрей Швыряев, коммерческий директор «Завод ЖБИ-2»:

Основной проблемой для нас сегодня является подбор кадров на инженерные позиции, связанные с производством бетона и изделий из него. В Калининградской области нет учреждений, готовящих инженеров, строителей, технологов производства строительных материалов. Приходится искать их в других регионах России, а переезжать в Калининград не каждый соглашается. Спасает наличие высококвалифицированных специалистов «старой» школы, которые работают на заводе. Они постепенно передают свои знания молодым. Если говорить о более распространенных специальностях, то всегда высоко ценятся хорошие слесари, электрики, механики, сварщики. Однако эти профессии сейчас не в почете у молодежи. Думаю, лет через пять-семь может выявиться острая нехватка таких специалистов.

Алексей Зиновьев, президент Калининградской торгово-промышленной палаты:

В последние два года КТПП значительно расширила спектр услуг для бизнеса и, соответственно, штат палаты. При этом кадровый костяк остался прежним, но появились новые специалисты: патентный поверенный, оценщик, ИТ-специалист, эксперты, юристы и др. Разумеется, с высшим образованием и большинство – с опытом работы. Мы рады, когда в нашу команду вливаются динамичные, талантливые молодые специалисты, имеющие опыт работы в проектах, продвижении новых услуг, целеустремленные, коммуникабельные, ориентированные на результат, знающие иностранные языки. Привлекая новых сотрудников, мы пользуемся разными каналами: рекомендациями, услугами кадровых агентств. В этом году впервые сделали отбор среди молодых специалистов,  проходивших у нас стажировку.

На мой взгляд, сегодня молодые специалисты условно делятся на две категории. Первая –«человек, который сделал себя сам», – целеустремленный, с адекватной самооценкой, готовый начать с малого и проявить себя, постоянно повышающий квалификацию, перенимающий опыт у коллег.

Вторая – молодые люди либо безынициативные (зачастую получившие образование под нажимом родителей и, таким образом, не ориентированные на самостоятельный поиск работы), либо с завышенной самооценкой и самомнением, оторванные от реальных условий рынка труда, претендующие сразу на высокую зарплату, как правило, не умеющие работать в команде и не готовые много работать для достижения результата и реализации своих ожиданий.

Считаю необходимым участие работодателей в формировании «кадрового запроса» для учебных заведений, возрождение системы профтехобразования. Необходимо сформировать госзаказ на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и его прогнозными оценками по приоритетным направлениям региональной экономики. Тогда не будет, как сейчас, неоправданного перекоса: масса невостребованных экономистов и острый недостаток квалифицированных рабочих.