14:07

Старинную рыбацкую лодку для Музея Мирового океана строит физик-ядерщик

  1. Новости

Каких-то 50–60 лет назад (по меркам истории – буквально вчера) на промысел в Куршский залив выходили сотни парусных лодок – куреносов. Это небольшие (в среднем 10 м в длину и 3 в ширину) плоскодонные суденышки, название которых происходит, скорее всего, от использовавшегося в старину орудия лова – курнас. Вплоть до середины ХХ в. эти простые, но чрезвычайно надежные парусники были кормильцами жителей прибрежных районов. Но потом их вытеснили современные суда. Нынче куренасы – экзотика…

куренас.jpg

Куренас – судно рыбаков Куршского залива, на нем могли работать до 10 человек

Ветер в парус

Инициатором восстановления старинных литовских рыбацких лодок стал Морской музей Литвы в Клайпеде. В 1989 г. был отреставрирован и спущен на воду куренас 1935 года постройки. Позже было изготовлено еще несколько таких парусников. В прошлом году у руководства Музея Мирового океана возникла идея построить свой куренас. И 27 мая, в день открытия в Калининграде центра "Корабельное воскресение" во Фридрихсбургских воротах, произошла торжественная церемония закладки судна.

Верфь на двоих

– Хорошо заложили, молодцы! – хвалит тех, кто начинал строительство судна (это были приглашенные музеем рабочие. – Прим. авт.), заведующий отделом "Фридрихсбургские ворота" Музея Мирового океана Александр Петросов, занявший эту должность уже после знаменательного события и руководящий ныне строительством лодки. – Жалко только, что все пришлось разобрать. Ну а как иначе? Там днище было дубовое, а в куреносе оно должно быть из сосны. Кроме того, там имелся киль. А куренас – судно плоскодонное…

Уже после закладки тендер на проведение работ выиграл ООО "Пеликан". Сейчас куренас (вернее, то, что скоро станет им) находится в ангаре этой фирмы в Калининграде.

– Вообще судно строится на деньги, которые выделил "Лукойл", – говорит Александр Юрьевич. – Сумма гранта небольшая – всего 300 тысяч рублей. Этого "Пеликану" хватило для того, чтобы приобрести основные материалы. А вот с оплатой труда рабочих – проблемы. Одна из задач проекта – воспитание подрастающего поколения. Поэтому предполагалось, что участвовать в строительстве будут учащиеся местных учебных заведений. Главным образом – судостроители из КГТУ, БГА. Их, действительно, приводят иногда – так сказать, на практические занятия. В свободное время приходят помогать только самые ответственные и увлеченные. Таких человек, наверное, пять. Ребятам платят по пятьдесят рублей в час. Но проводить весь день на верфи они, разумеется, не могут, им учиться надо. Поэтому на стройплощадке в основном находятся два человека – я и мой помощник – техник музея Валерий Казанцев.

куренас2.jpg

По старинной технологии Александр Петросов и его помощник Валерий Казанцев придают дубовым доскам нужную форму – гнут их над огнем

Начали с мангала

Александр Петросов до недавнего времени имел весьма приблизительные представления о том, как строить старинные парусники.

– По образованию я физик-ядерщик, – поясняет он. – Окончил МИФИ, долгое время работал в Атлантическом отделении Института океанологии им. Ширшова. Меня всегда влекло море, у меня отец моряк, я сам всю жизнь активно занимался яхтингом. Поэтому, собственно, и согласился возглавить отдел музея, который специализируется на флотской тематике. Однако, когда была поставлена задача построить куренас, я сначала не понял, о чем речь. Думал – о модели. Но директор Светлана Сивкова пояснила, что эта "модель" должна быть действующей и в натуральную величину.

Учиться, по словам Петросова, приходилось по книгам (главным образом, на немецком языке) и на собственных ошибках.

– Шестиметровые дубовые доски для бортовой обшивки должны быть изогнутыми, – продолжает он. – Как их гнуть? В книжке написано, что под огнем и на водяном пару. Хорошо! Взяли мангал, на котором готовят шашлыки, закрепили над ним доски, стали «жарить». Ничего не вышло. Одна доска сломалась пополам, а вторая треснула. Мангал для этого дела – не подходит. Пришлось самостоятельно изготавливать специальную жаровню, равно как и другие приспособления для работы. Например, противовесы для досок. Но пока мы экспериментировали и учились, наступила осень, а потом и зима...

Правильные деревья

По ходу работ возникла еще одна проблема. Шпангоуты судна изготавливаются из растущих под определенным углом суков дерева. Найти такие, какие нужно, – большая проблема.

– Мы написали в правительство письмо с просьбой о помощи, – рассказывает Александр. – Там нам рекомендовали четыре лесхоза. Мы приезжаем, нам показывают участок, предназначенный для вырубки. «Выбирайте, говорят, что хотите». Но там, где рубить можно, «правильных» деревьев нет, а там где они есть, вырубка запрещена. Пока, по сути, нашли только одну подходящую по всем параметрам корягу. Нужно еще семь.

...Как бы то ни было, куренас постепенно приобретает законченный вид. Но до спуска на воду ему еще далековато.

– Планировалось сдать куренас ко Дню селедки, то есть к 14 апреля, но, если честно, мы вряд ли успеем, – признается он.

Впрочем, по его словам, куренас – это лишь первая ласточка.

– Мы наберемся опыта, учтем ошибки и будем строить куренасы, а также и другие исторические суда гораздо быстрее, – надеется Петросов.

Сейчас на территории Фридрихсбургских ворот доводится до ума верфь, на которой будут строиться старинные суда. Причем происходить это будет на глазах у зрителей. Думаю, найдется много желающих понаблюдать за процессом, а может, даже принять в нем участие.