Новости
16.03.2012
17:01

Отец Михаил: "Храмы других конфессий не должны находиться в центре Калининграда"

Отец Михаил: "Храмы других конфессий не должны находиться в центре Калининграда"

Во время "прямой линии", организованной газетой "Вечерний трамвай", на вопросы калининградцев ответил руководитель отдела коммуникаций калининградской епархии Михаил Селезнев.

О крещении

– Добрый день. Геннадий Викторович Колесов. Моей внучке годик. Можно ли её крестить в Великий пост?

– Можно. Ограничений нет.

– Но только в выходной?

– В разных храмах по-разному это происходит.

– Внучку зовут Милана. При крещении хотели бы дать ей имя Мария. Обязательно, чтобы он совпал с днем в святцах или нет?

– Необязательно. Вам нужно для начала определиться, в каком храме вы хотите крестить. Например, в храме на площади Победы крещения проходят по субботам, в 12 часов. Заранее мы, священники, встречаемся с родителями, отвечаем на вопросы. Также для родителей и крёстных в пятницу вечером бывают занятия.

– Отец Михаил, расскажите, как же всё-таки выбирается имя для крещения.

– Глубоко верующие люди, как правило, полагаются на волю Божью: открывают святцы и смотрят, у какого святого именины в этот день. Или бывает, что в семье почитают какого-то святого, и ребёнка называют в честь него. И третий вариант – о ком-то читали, слышали.

Единственное, что, на мой взгляд, делать не надо, так это давать имя потому, что оно красиво звучит, сочетается с отчеством. При этом не зная, какой святой это имя носил, не понимая, что оно значит в переводе на русский язык.

Кстати, один и тот же святой может поминаться в разные дни, и от этого также будет зависеть день ваших именин. Взять моё имя – Михаил. 21 ноября есть известный праздник Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных. А ещё Михаила поминают 19 сентября – когда Церковь вспоминает так называемое "Чудо в Хонех". Это чудо, которое совершил архангел Михаил в IV веке в местности Хоны (на территории современной Турции). Этот праздник ближе к моему дню рождению, но я отмечаю именины 21 ноября, так этот день более значимый.

– Имя в паспорте и имя, полученное при крещении, могут совпадать?

– Разумеется, если эти имена православные. Если вы дали ребёнку православное имя, его лучше не менять при крещении. Кстати, Милана – это сокращённое имя Мелания, которое есть в святцах.

Есть имена, которые носили православные святые, но нам малоизвестные. Например, Эдуард. В святцах его не найти, потому что это был святой, живший в Англии в X веке, ещё до разделения Римской и Восточных Церквей. А в Грузии есть православный святой Мераб, в Сербии – Момчило. Существует множество и иных имен, которые носят христиане в других православных странах, но о которых мы ничего не знаем.

– Могу ли я крестить детей без согласия папы? И крёстного отца тоже нет.

– Если маленький ребёнок, крёстный должен быть обязательно. Относительно папы – вопрос непростой. С одной стороны, согласие нужно. С другой… Вот меня тоже крестили в тайне от отца. Это были советские времена, папа был коммунист, военнослужащий. Чтобы оградить его от неприятностей, мама с бабушкой меня увезли в "большую" Россию и там крестили.

Сейчас таких причин нет. Поэтому нужно согласовывать, ведь иначе в семье может произойти раскол. Надо молиться и ждать, когда родной человек примет решение.

О Великом посте

– Раиса Георгиевна беспокоит вас. Моя внучка работает в Коломне, в церкви Святой Троицы. Там есть реабилитационный центр для брошенных детей. Человек семь-десять. Два, три, четыре годика. И вот внучка звонит мне и плачет: у ребятишек строгий пост, голодные ходят. Батюшка не разрешил послабления, даже молочка не дают.

– Это вопрос к батюшке. Во-первых, пост – дело добровольное. Если кого-то заставляют поститься – это уже не пост, а насилие. Во-вторых, для детей предусмотрены послабления.

– Вот и я не могу успокоиться, плачу. И так ведь дети судьбой обижены…

– Вы не отчаивайтесь, не унывайте. Господь не оставит этих деток и в чём-то их утешит. Ни одна слеза напрасно не прольётся.

– Можно ли пожаловаться на этого священника?

– Можно обратиться к правящему в этой епархии епископу. Он без внимания этот вопрос не оставит.

– А ваши дети постятся?

Частично. У меня две девочки, 6 и 10 лет. Мяса мы стараемся не давать, но в выходные могут и колбаски поесть. Даём рыбу, творог, молоко. А вот мультики ограничиваем – только по выходным, в будни телевизор вообще не включаем. И конфет поменьше едят.

Не надо доводить ребёнка до истерики требованием поститься. Ещё раз подчеркиваю: пост – дело добровольное. Иногда ребёнок сам готов в чём-то себя ограничить, а иной раз лучше ему что-то разрешить, чем искушать.

В духовных школах, кстати, для учащихся есть послабления: они употребляют рыбу, кроме, конечно, среды и пятницы.

– Многие люди воспринимают пост как длительную диету. Мол, попостимся со всем христианским миром, заодно и похудеем.

В посте важен мотив: зачем мы это делаем? Если я хочу похудеть – это одно. А если я рассматриваю пост как подготовку к Пасхе, как путь к этому празднику, другое. Для чего необходимо воздержание? Как говорят святые отцы, когда мы очищаем воздержанием нашу плоть и душу от страстных желаний, то наш дух освобождается и становится способен соединиться со Христом и таким образом испытать праздник Пасхи в полном объёме. Можно сказать, что наш дух совоскресает вместе с Христом.

Другая сторона поста – молитва. Это как два крыла – воздержание и молитва. Воздержание может быть более строгим или менее. Но каким бы ни было, оно всегда имеет смысл, если имеет цель.

О традициях

– Меня зовут Марина. На Крещение всегда набираю пятилитровую бутылку крещенской воды. Как долго можно её хранить и можно ли разбавлять водой из-под крана?

Да. Хранится крещенская вода обычно год, до следующего праздника Крещения. Что остаётся, выливаем в чистое место, например, на травку, и набираем новую. В течение года для бытовых нужд лично я покупаю или набираю большую бутыль питьевой воды и потом доливаю в неё крещенскую.

– Не могли бы вы объяснить, что это за дерево Закхея, кусочек которого недавно привозили в Калининград?

В Евангелие есть фрагмент, где описывается жизнь некоего человека по имени Закхей. Он был сборщиком налогов в римскую казну. Был Закхей сребролюбив, жаден. Уверовав в Христа и желая его увидеть, Закхей никак не мог разглядеть Господа из толпы, так как был маленького роста. И тогда он решил залезть на смоковницу. И Господь сказал ему: "Закхей, спускайся, я к тебе сегодня приду в гости".

Многие осуждали Христа, недоумевая, почему он зашёл в дом к такому грешному человеку. А Закхей раскаялся, пообещал Христу, что раздаст половину своего имения нищим, а если кого-то обидел, то вернёт в четыре раза больше. И Господь ему сказал: "Отныне пришло спасение твоему дому".

С тех пор смоковница, на которую залез Закхей, была оберегаема христианами. C XIX века участок, на котором располагается дерево, принадлежит российскому "Императорскому православному палестинскому обществу", которое и ухаживает за ним.

Кусочки этого дерева – это не святыня, а, скорее, образ, напоминающий нам о покаянии. Ведь древо послужило тому, что Закхей изменился и раскаялся. Глядя на этот кусочек дерева, может быть, кто-то другой скажет: "Господи, прости и меня"…

– Хочу спросить вас об отношении к нищим. Подавать им или нет? С одной стороны – отчего бы и нет, раз человек руку протянул? С другой, мы понимаем, что нищенство во многом стало бизнесом.

– Нам этот вопрос кажется спорным и до конца его, наверное, не решат. С одной стороны, Христос говорил: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5, 42). Но мы знаем, что человек может потратить эти деньги на выпивку или наркотики, например.

– А вы лично подаёте?

– По-разному. Если вижу, что потратит на спиртное или врёт – не подаю.

Был такой святой – патриарх Иоанн Милостивый. Однажды он куда-то шёл со своими помощниками и увидел нищего. Иоанн любил нищих и всегда раздавал им деньги. Дал и этому. Тот переоделся и опять идёт навстречу. Снова дал. А потом и ещё раз. Помощники говорят: "Владыка, это ведь тот же самый человек, ему давать больше не надо". А Иоанн ответил: "Откуда я знаю, может, это сам Христос хочет испытать меня". И приказал снова подать нищему.

Так что у каждого свои мотивы. Более духовные люди, подвижники способны видеть то, что недоступно нам. Нам же, наверное, лучше дать немножко, а что просящий сделает с деньгами, будет на его совести. Следует добавить, что милостыня заключается не только в деньгах. Доброе слово, порой, бывает более ценным, чем деньги.

О строительстве

– Меня зовут Лилия. Живу рядом с комплексом на улице Комсомольской. Я православный человек, но меня возмущает, что церковь застраивает сквер. А как же Вечный огонь?

– Вечный огонь и мемориальный комплекс никто убирать не будет. Рядом находится церковный детский садик, но он за храмом и не мешает людям подойти к Вечному огню. Приход будет строить ещё что-то, но и это никак не будет мешать.

А у Вечного огня, вы, наверное, сами видели, постоянно собираются какие-то люди, пьют пиво, лежат, греются. Это дикость просто! И задача прихода – облагородить это место.

– Как вы относитесь к строительству в городе храмов других конфессий?

– Насколько я помню, со стороны Церкви никогда не было высказываний, что мы против этого. Но, на мой взгляд, эти культовые сооружения не должны находиться в центре города и не должны мешать другим. Всё-таки православных у нас большинство.