12:06

Руководитель камерного оркестра: Культура в провинциальных городах затоптана в грязь

  1. Новости

Слово «бренд» в применении к оркестру небольшого города звучит достаточно спорно. Однако Камерный оркестр Калининградской филармонии под управлением Александра Андреева под это определение вполне подпадает. В этом году коллектив отмечает 20-летие. Появившись на свет в разгар перестроечного хаоса, оркестр прошел через те же круги экономического ада, что и вся отечественная культура. И выстоял, ни разу не уронив планку. О том, чего это стоило, беседуем с создателем и бессменным руководителем оркестра Александром Андреевым.

Остались самые преданные

– Александр Андреевич, удалось за двадцать лет сохранить состав оркестра?

– В нынешнем составе остались с тех времен две трети самых преданных коллег, за что я им бесконечно благодарен. Остальные не выдержали. Причина на поверхности: экономическое положение в нашем государстве. Люди с нормальной психикой давно бы разбежались. Но мы же ненормальные, известно, что музыкант – это диагноз!

Были периоды, когда мы не получали ни копейки. Кстати, и сейчас недалеко ушли. Это абсурд, когда человек, окончив целый цикл образовательных учреждений – школу, музучилище, консерваторию, 20 лет проработав, не получает и 10 тысяч рублей.

– То есть без дополнительных заработков не выжить?

– Разумеется. У каждого музыканта в Камерном оркестре как минимум по три работы и выступления на многочисленных мероприятиях...

Но это лишь одно из звеньев цепи. Сейчас вообще в России катастрофа в сфере культуры. Культура брошена, затоптана в грязь, особенно – в провинциальных городах. Поэтому меня тошнит от выборов, от всех этих пафосных обещаний. Музыканты, которых их родители выучили в надежде, что это престижно, что артист – это звучит городо, теперь вкалывают как каторжные, что творческим людям крайне не показано.

Не легче и нашему зрителю, которого опустили ниже ватерлинии. Он замотан, обездолен, какой уж там концерт, когда нет ни денег, ни надежд. Другое дело – европейский зритель. Он чувствует себя защищенным, у него достойный быт, он не распыляет себя на бесконечных подработках, поэтому у него душа открыта к восприятию прекрасного. На концертах молодежи полно, а это говорит о здоровье общества.

«Живем в Калининграде не зря»

– Неужели ни разу не возникало соблазна уехать за границу?

– Мы с женой могли остаться во Франции. Десять лет назад после концерта в городе Капбретон мэр (там представители власти систематически посещают классические концерты – это норма) вручил мне медаль почетного гражданина, заполненный контракт – только подпись поставить – и ключи от квартиры! Предложение было замечательное: нам с Зоей Ивановной предложили преподавать в музыкальном колледже Капбретона с очень достойной зарплатой. Но мы, как патриоты, не могли представить, что бросим оркестр, своих воспитанников. Остается только мечтать, чтобы труд наших прекрасных музыкантов был так же оценен по достоинству на родине. Сильно сомневаюсь, что эта мечта сбудется при нашей жизни!

– Тем более удивляет героическая молодежь, которая, зная перспективу классических исполнителей в нашей стране, идет учиться музыке...

– Это заслуга родителей. Как правило, учиться музыке идут дети из семей со здоровой генетикой. Научно доказано, что у человека, который с детства занимается классической музыкой, по-другому развивается мозг. У него более глубокие ассоциации, восприятие быта, природы, общения. Я руковожу в Калининградской музыкальном колледже имени Рахманинова струнным оркестром, в котором студенты играют с большим удовольствием. Мои выпускники поступают в столичные вузы. Кто в России работает, кто в Германии, кто в Китае, кто в Австрии. Стало быть, не совсем зря мы живем в Калининграде! И не зря есть такой Андреев, который всем мозолит глаза…

– Как вы относитесь к попыткам внести в классический концерт элементы шоу для привлечения зрительского интереса?

– Конечно, адаптация классики для массового зрителя совсем не исключена. Но, как ни адаптируй, при восприятии классики неизбежна и необходима душевная работа. К счастью. Ведь иначе – деградация. Наше доблестное телевидение делает все, что только можно, для полной дебилизации населения. Госканалы заполонила совершенная дрянь. Почти все вульгарны, непрофессиональны, причем и у «дядечек», и у «тетечек», скачущих под «фанеру», одни и те же лица. Последний оплот на нашем нынешнем телевидении – это канал «Культура», дай им бог здоровья! Их не будет, все – одни Сердючки останутся!

«Квадратность» в отношениях и архитектуре

– У вас репутация жесткого руководителя. Оправдываете ее?

– В филармонии говорят, что люди крестятся, когда идут со мной говорить. Ну а что делать! Когда коллективом управляешь, сироп лить нельзя.

– Почему-то не верится, что такой вы грозный и солидный господин. Неужели в молодости рок не слушали?

– Еще как слушал – и «Битлз», и «Криденс», и «Роллингов», и любил все это. Ходил с длинными волосами, в клешах. И при этом – со скрипкой в руках, что вызывало большое удивление прохожих.

– Вы с супругой Зоей Ивановной много лет варитесь в одном творческом котле. Для вас это обстоятельство со знаком плюс?

– Конечно. Мы стараемся помогать друг другу, советуемся. Я горжусь своей женой. Она заведующая струнным отделением в школе Глиэра, воспитавший массу скрипачей. Без пафоса можно сказать, что калининградская скрипичная школа – это и ее немалая заслуга.

– Вы в Калининграде с 1974 года. Устраивают ли вас случившиеся за эти годы изменения в облике города?

– Хорошо помню свой первый день в Калининграде. Зашел в трамвай. Еду, разинув рот, смотрю вокруг и вдруг слышу: «Молодой человек, закройте дверь!» – и до меня дошло, что я еду в старом кёнигсбергском трамвае, в котором двери закрывались рукой! Меня это потрясло. И город в ту пору был, как бы это точнее сказать, – более теплый. Не было сегодняшней квадратности и тяжеловесности ни в отношениях, ни в архитектуре…

Справка «СК»

Александр Андреев, заслуженный артист России, создал Камерный оркестр филармонии в 1992 году. Окончил в 1974 году Ленинградскую консерваторию по классу скрипки. В Калининграде – по распределению. Работет в областном музыкальном училище (нынешний музыкальный колледж им. Рахманинова). В течение 25 лет являлся концертмейстером городского симфонического оркестра под управлением Фельдмана. Был солистом камерного оркестра филармонии «Музыка 20».

Оркестр – лауреат областной профессиональной премии «Признание» (1998 г.). Участвовал в международных фестивалях в России, странах Балтии, Швеции, Франции, Польше, Германии, Хорватии, Сербии, Италии.

Женат. Супруга – заведующая струнным отделением в Детской музыкальной школе им. Глиэра. Две взрослые дочери, внуки.

09-evrika-38.jpg