11:44

Заброшенные калининградские заводы могут стать культурными центрами

  1. Новости

Наша жизнь стремительно меняется. Когда-то в самом центре Калининграда работало несколько крупных промышленных предприятий: "Кварц", "Судореммашавтоматика", коксогазовый завод, "Стройдормаш"… Сегодня на их месте стоят пустые цеха, заводские трубы, которые уже не дымят, огромные по площади пустыри… Это так называемые "серые зоны". В Калининграде под индустриальные зоны занята площадь 16 квадратных километров при общей площади города в 216 километров. При этом крупных промышленных производств в нашем городе немного, а в центре их и вообще – раз, два и обчелся. Разбросанные по всему городу территории потеряли свое предыдущее функциональное назначение, а нового пока не обрели. Сейчас они являются любимыми местами для экспедиций диггеров.

Между тем в Европе уже сформирован богатый опыт использования бывших промышленных зон и сейчас этот опыт группа энтузиастов пытается применить и в Калининграде. Не так давно в нашем городе стартовал проект "Развитие творческих индустрий в Калининградской области".

Творческие индустрии – это тип социально-культурных практик, объединяющим началом в которых выступает творческая, культурная составляющая. Проще говоря, это деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, ремесел и дизайна, кино, телевидения и медиа. Площадки для развития творческих индустрий создаются как раз в тех местах, где некогда шумели крупные промышленные производства. Так – за границей. Мы же находимся пока только в начале пути по освоению "серых зон". 

ИНВЕСТОРУ НЕ ВЫГОДНО

Отрадно, что проблемой этой озабочены не только общественники, но и власти. В семинаре, который прошел недавно в кафе "Репортер" (оно расположено как раз в "серой зоне" – на территории бывшего завода "Судореммашавтоматика") участвовали и чиновники городской администрации, и депутаты областной думы.

– Одна из наших стратегических линий – вывести промышленные объекты из центра города, зоны для технопарков расположены за пределами города, – говорит главный архитектор Калининграда Олег Купердяев. – Но вопрос упирается в то, что все это имущество и вся эта земля у кого-то в собственности.

Конечно, собственнику, как правило, не до развития творческих индустрий. Это "длинные деньги", которые принесут доход в лучшем случае послезавтра. Поэтому, по словам Купердяева, "самый простой способ для инвестора – вывести производство за пределы города, а на его месте построить жилье".

Как заставить инвестора или собственника отказаться от сиюминутной прибыли и озаботиться культурными индустриями, вопрос пока без ответа. Скорее всего, нужны законодательные решения.

– Если главный архитектор не будет этим заниматься, то никто не будет, – обратился к Купердяеву депутат Павел Федоров. – Когда мы собирались праздновать 750-летие Кенигсберга, первый ответ, как вы помните, был отрицательный. Нужно действовать! Давайте возьмем для начала одно предприятие и на его основе попробуем.

– Работать нужно не с одним предприятием, а рассматривать проблему в комплексе, – возразила Лилия Воронкова, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований из Санкт-Петербурга. - Китайский Шанхай, например, принял специальный закон, позволяющий творческим индустриям занимать "серые зоны". 

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Микко Ляхдеойа, управляющий директор культурной фабрики "Корьямо" из Хельсинки рассказал, как обстоит дело с творческими индустриями в финской столице. "Корьямо" арендует у муниципалитета несколько бывших производственных помещений. Сейчас здесь проходят два типа мероприятия – бизнес-формата и культурные. Среди них – конференции, семинары, ярмарки, художественные выставки, концерты, театральные постановки и т.д. Работает кафе, в одном из зданий находится музей трамвая. В общем, настоящий культурный комплекс. За содержание зданий платит муниципалитет, «Корьямо» отвечает за содержательное наполнение культурной фабрики, за его «контент».

– Культурные пространства должны быть интересны для горожан, – говорит Микко Ляхдеойа. – И нам, к счастью, удалось это сделать – жители Хельсинки приходят сюда регулярно, чтобы с удовольствием и пользой провести время. В прошлом году фабрику посетили 131 тысяча человек.

Популярность у «Корьямо» большая, а вот с доходами пока не все так просто. Оборот культурной фабрики в прошлом году составил 3,5 млн. евро. Компания основана в 2004 году и только недавно ее работа вышла на самоокупаемость. Зато появился бренд, который знают все жители Хельсинки и многие гости крупнейшего города Финляндии.

В инновационной экономике, к созданию которой мы стремимся (и особенно в Калининграде) культурная индустрия – один из неотъемлемых атрибутов. Не нужно забывать и о том, что одно из главных направлений нашего развития - это туризм. Поэтому, как не крути, без «культурной революции» не обойтись.