13:14

«Вместе с Юрием Сенкевичем мы строили в Ираке лодку из камыша»

  1. Новости

Молодым людям, наверное, это трудно понять, но заграница для подавляющего большинства жителей СССР была сродни другой планете. Лишь избранные имели возможность ездить по миру… Остальные смотрели на него глазами Юрия Сенкевича – ведущего суперпопулярной передачи «Клуб кинопутешественников».

...Калининградцу Анатолию Загороднему повезло. Наш земляк один из немногих счастливчиков, которым во времена «железного занавеса» удалось повидать мир. Помогла хорошая профессия – промышленное рыболовство – и знание английского языка. В середине 70-х годов XX века он отправился в Ирак – помогать развивать рыбную промышленность. Там и познакомился с Юрием Сенкевичем. Накануне дня рождения известного телеведущего (4 марта ему исполнилось бы 75 лет) Загородний вспоминает о совместной работе.

Эксперимент – критерий истины

– В Басре, где я работал, был замечательный культурный центр, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Он представлял собой живописную пальмовую рощу, в которой находился открытый кинотеатр, небольшая эстрада. И в один из выходных в центр пришел Сенкевич. В ту пору он был на пике популярности. Юрий сообщил, что приехал в Ирак по приглашению своего друга – знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала, чтобы принять участие в очередной (уже третьей) экспедиции на тростниковой лодке.

Норвежец был горячим сторонником гипотезы трансокеанских контактов в древности. В частности, он полагал, что египтяне за тысячелетия до н. э. были способны доплывать на своих судах до Нового Света. Чтобы доказать это, были совершены два путешествия через Атлантику на папирусных лодках – «Ра» и «Ра-2». Участником обеих экспедиций был Юрий Сенкевич.

На сей раз Хейердал задумал реконструировать древнешумерское судно и дойти на нем от города Шатт-эль-Араб в Ираке до устья Инда в Пакистане, а затем и до восточного побережья Африки, показав тем самым, что между Месопотамией и Индской цивилизацией могли существовать торговые и миграционные контакты.

Райский сад

– Лодку строили в городке Эль-Курна, – вспоминает калининградец. – Он стоит как раз в месте слияния Тигра и Евфрата. По преданию, именно там находился райский сад. Говорят, от него осталась яблоня, плодами которой Змей искусил Еву. Разумеется, мы с товарищами (в Ираке тогда было не так уж мало специалистов из России) посетили Эль-Курну. На месте выяснилось, что людей на площадке не хватает, и мы решили помочь. Основную работу делали приглашенные Хейердалом из Боливии индейцы аймара – именно они плели (иного слова и не подобрать) судно из огромных снопов, связывая их веревками из растительного материла. Никаких гвоздей и современных технологий. Все как 3000 лет назад. Мы занимались вспомнгательными работами. Я, например, участвовал в строительстве хижины, установленой на лодке. Это что-то вроде рубки.

По словам Загороднего, Сенкевич работал рядом с ним.

– Юрий – спокойный, немногословный мастеровитый человек, – вспоминает он. – И, главное, деликатный. Он был звездой, поэтому почти каждый находящийся в Ираке советский человек считал своим долгом посетить Эль-Курну – взять у Сенкевича автограф, сфотографироваться с ним. Видно было, что Юрий устал, что ему не до этого, но он никому не отказывал. Сенкевич – еще и замечательный врач. Однажды я задел головой за какой-то острый угол, потекла кровь. Он отвел меня в свою палатку, наложил пластырь.

«Тигрис» в огне

29 ноября 1977 года 18-метровая лодка, названная «Тигрис» (в честь реки Тигр), отправилась в путь. На борту было 11 человек из разных стран: Тур Хейердал, Юрий Сенкевич, Карло Маури из Италии, Тору Сузуки из Японии, Герман Карраско Франко из Мексики, Ганс Питер Бем из Норвегии, Детлеф Зойтцех из ФРГ, Рашад Низар Салим из Ирака, Асбьерн Дамхауз из Дании и два американца – Норман Бейкер и Норис Брок.

– По обычаю перед плаванием лодку надо было освятить, – объясняет Анатолий Загородний. – Иракцы зарезали шестерых баранов, опустили ладони в их кровь и поставили отпечатки на бортах. А затем предложили нам сделать то же самое. Однако старт оказался неудачным...

«Тигрис» чуть не перевернулся. Местные расценили это как дурной знак. «Надо было резать быка, – заявил один из них, – тогда все было бы в порядке».

Впрочем, экспедиция прошла успешно. «Тигрис» через Персидский и Оманский заливы добрался до пакистанского города Карачи, затем, обогнув Аравийский полуостров, доплыл до Джибути. После отдыха Хейердал и компания решили направиться в Красное море. Но вынуждены были отказаться от этой затеи. Море кишело военными судами, шли какие-то маневры. «Тигрис» мог наскочить на мину или попасть под обстрел. Поэтому Хейердал решил закончить путешествие в относительно спокойном Джибути, а «Тигрис» – сжечь. Так и поступили. Корабль полыхнул 3 апреля 1978 года.

Один к тридцати

О том, что «Тигрис», на строительство которого было потрачено столько сил, сгорел, Анатолий Васильевич узнал из газет. Расстроился, но правильно понял поступок команды. Успокаивало еще и то, что он успел сделать два макета «Тигриса» в масштабе один к тридцати. Первый подарил знакомому, второй оставил себе. Анатолий Загородний много лет возглавляет управление международных связей КГТУ. Модель «Тигриса» стоит у него в кабинете на почетном месте.

– Смотрю на нее, вспоминаю славное время в Ираке, – говорит он. – Если бы мне предложили отправиться в путешествие на настоящем «Тигрисе», я бы ни секунды не сомневаясь согласился. Очень надежная получилась лодка…

С Сенкевичем Анатолий Загородний больше не встречался. Позвонил только ему как-то в начале 1980-х, поздравил с каким-то праздником – вот, собственно, и все дальнейшие общение.

– Мне повезло, что судьба свела меня с этим замечательным человеком, – считает он.

сенк_фото.jpg

Юрий Сенкевич и Анатолий Загородний (крайний слева). Ирак, 1977 год

 

Сенкевич.jpg

Юрий Сенкевич родился 4 марта1937 г. в городке Баян-Тумен (Монголия). Кандидат медицинских наук, полковник медслужбы в отставке, лауреат Госпремии, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России. С 1973 года до самой смерти – ведущий «Клуба кинопутешествий». Старейшая передача (в эфире с 1960 по 2003 год) занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Умер Юрий Сенкевич 25 сентября 2003 года на рабочем месте. Незадолго до кончины он перенес инфаркт, который случился практически сразу после того, как Сенкевич узнал о смерти Тура Хейердала.