12:13

Вокруг света за десять месяцев

  1. Новости

Канарские острова, Французская Полинезия, Гавайи, Южная Африка, мыс Горн... Чтобы побывать во всех этих замечательных местах ,потребуется масса времени и денег. Но есть возможность немного сэкономить и то, и другое. В Музее Мирового океана открылась выставка «Путешествие вокруг света», посвященная российским кругосветкам, посетив которую, можно быстро и недорого обогнуть Землю под парусом. Соленых брызг в лицо и девятибалльных штормов организаторы не обещают, но массу занимательной информации предоставить гарантируют.

Два капитана

Особое внимание на выставке уделено первой российской кругосветке, которой руководили два выдающихся человека – Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Когда в августе 1803 года экспедиция в составе шлюпов «Нева» и «Надежда» отправились из порта Кронштадт покорять Мировой океан, он к тому времени был уже, в принципе, покорен. Испанцы, португальцы, англичане и голландцы вовсю наматывали круги вокруг Земли. Россия здесь немного припозднилась.

маска.jpg

Ценнейший экспонат – маска австралийских аборигенов

Маршрут экспедиции оказался замысловатым. Канары, Бразилия, Маркизские острова, Гавайи, Петропавловск-Камчатский, Япония, Южно-Сахалинск, Аляска, Китай, Макао, остров Святой Елены, Канары – и домой! Приключений – масса. Даже в маленькую войну пришлось ввязаться. В сентябре 1804 года «Нева» под командованием Лисянского участвовала в успешном штурме захваченной индейцами небольшой русской крепости у берегов Аляски. 15 октября 1805 г. корабль сел на мель на пути в Китай. Пришлось выкидывать добро за борт, чтобы стащить судно с мели, но шквал закинул все обратно.

После того как с мели все-таки удалось сняться, Лисянский пошел на Марианские острова. У о. Формоза корабль попал в сильный тайфун. «Нева» дала течь, мощной волной чуть не смыло за борт трех матросов.

Ведомая Крузенштерном «Надежда» тоже не раз попадала в передряги. У японских берегов корабль оказался в центре страшной бури. Ветер, изорвав паруса, нес «Надежду» на прибрежные скалы. Лишь чудом удалось избежать катастрофы. Корабли пару раз теряли друг друга. Первый раз им удалось встретиться, а второй – нет. Домой они вернулись не вместе. 22 июля 1806-го на кронштадтском рейде якорь бросила «Нева». «Надежда» прибыла на две недели позже. Поход длился три года.

Фокусы графа Толстого

В минуты отдыха экипаж веселился от души. Больше всех в этом преуспел будущий герой Отечественной войны 1812 года молодой граф Федор Толстой. По этой причине он, собственно, и был высажен Крузенштерном на Камчатке. Как-то раз граф напоил сопровождавшего «Неву» попа, и когда тот упал мертвецки пьяный, приклеил его бороду к палубе сургучом, поставив печать. Проснувшийся батюшка хотел «сорвать пломбу», но Толстой сказал, что делать этого нельзя. Печать-то – казенная! Пришлось отрезать бороду. В другой раз Толстой прокрался в каюту Крузенштерна с любимцем команды – ручным орангутангом, которого купил на одном из островов Тихого океана. Там граф достал тетради с записями капитана, положил сверху лист чистой бумаги и стал показывать обезьяне, как заливать чернилами бумагу. А потом оставил орангутанга в каюте одного. Все записи Крузенштерна, как несложно догадаться, были уничтожены. Однако в целом ни Толстой, ни его орангутанг не помешали членам экспедиции собрать уникальный научный материал.

Продолжая традиции отечественных кругосветок, российские парусники прокладывают новые маршруты в океане. Так, «Крузенштерн» дважды обогнул Землю – в 1995–1996 и в 2005–2006 годах. Участник первой экспедиции – главный хранитель фондов Музея Мирового океана Ирина Бойкина. Более полутора тысяч экспонатов привезла она из путешествия.

– Наш маршрут был похож на маршрут экспедиции 1803–1806 годов, но не повторял его точь-в-точь, – говорит Ирина Николаевна. – Барк обогнул землю за 10 месяцев, пройдя более 42 тысяч морских миль.

Каменные джунгли

Ирина Бойкина до этого ни разу не была в море. Но тяготы и лишения морской жизни пережила легко.

– Как-то в Тихом океане мы попали в такой шторм, что ого-го! – вспоминает она. – Даже паруса порвало, несмотря на то что они были свернуты.

Как ни парадоксально, в портах членам экипажа приходилось порой труднее, чем в море.

– Однажды мы с приятельницей заблудились в токийском метро, – вспоминает Ирина Бойкина. – Долго плутали, наконец взяли себя в руки и «нашлись». А вот один столичный журналист не смог. Скоро отплытие, а человек не знает, где порт. Пришлось бедолаге обращаться за помощью в полицию.

Все 10 месяцев, что Бойкина провела на борту судна, она вела дневник, собирала экспонаты. Вот огромная раковина самого крупного на свете двустворчатого моллюска – тридакны. Размер – примерно метр, вес – 20, а то и 30 кг. Дотащить гиганта до корабля помогли курсанты.

– Я купила ее в Гонолулу, – вспоминает Ирина Николаевна. – за большие по тем временам деньги – $ 150. Ходят легенды, что некоторым ловцам жемчуга такие раковины откусывали руки. И, знаете, глядя на нее, как-то в это верится...

карта15.jpg

Из Бразилии Бойкина привезла окаменелую рыбину, с Таити – ожерелье из игл морского ежа, из Южной Африки – вазу из пальмовых листьев, из Австралии – жуткую маску, надев которую, тамошние аборигены общаются со своими богами. Экспонатов на выставке много, обо всех не расскажешь. Приходите, выставка работает до весны.