10:22

Писатель-историк Пржездомский: \"Многие ценности до сих пор закопаны в центре Калининграда\"

  1. Новости

О первой находке и первой экспедиции

– В школьные годы мне попалась в руки газета с опубликованными признаниями гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха. Он говорил, что знает, где находится Янтарная комната. Тогда я разыскал книгу Дмитриева "Тайна Янтарной комнаты", мне она очень понравилась. Сразу захотелось поехать в Калининград. Это было в середине 60-х годов. Со своим товарищем, с которым сидели за одной партой, мы поехали на весенних каникулах в Калининград. Пришлось, правда, преодолеть сопротивление родителей. Но мы заверили их, что будем всего лишь смотреть музеи и памятники. А сами тайком взяли веревки и фонари. В Калининграде в первый же день мы пошли на руины замка искать Янтарную комнату. Мы откопали в тот день пистолет Парабеллум! Понимали, что это что-то запретное и опасное, но от этой находки отказаться не могли! Целая эпопея была, когда мы сдавали этот пистолет в милицию. Ох, родители наши натерпелись…

Потом, летом 1969 года, уже будучи студентом МГУ, я оказался в Калининграде с товарищем. Мы стали искать экспедицию – она была засекреченной, не публичной. Нашли, попросились и нас взяли на работу. Быстро стали нужными людьми – любое обследование подвалов и подземелий поручали нам.

Где нужно копать

– Когда проводились экспедиции, по завершению работ готовили специальный акт и объект закрывали. Если внимательно посмотреть все материалы, видно, что почти ни один объект не отработан с должной степенью тщательности! Причины разные: не было денег, не было времени, не было желания и компетенции…

В современном Калининграде очень много интересных объектов. Это территория замка, которая примыкает к неосвоенному зданию Дома Советов. Там сильно повреждена пространственная среда, но тем не менее вполне можно работать. Я наблюдал, как замок разрушался, и как велась стройка. Там есть, где поработать, есть что поискать! Интересна и территория между Домом Советов и Московским проспектом. Она тоже не проработана до конца.

Еще один блок – Ленинский проспект от гостиницы "Калининград" до площади Победы. Это бывшая улица Штайндамм. Там есть сразу несколько любопытных объектов. Здание универмага "Кепа", в котором до недавнего времени располагался "Вестер", район аптеки и магазина "Московские конфеты", напротив – часть, которая примыкала к Штандаймской кирхе, район нынешней улицы Коперника – пространство позади "Плазы". Еще одно место – улица, примыкавшая к Росгартенской кирхе, ныне улица 9 апреля.

За пределами центра города тоже есть интересные места. В первую очередь, это территория к северу от Гросс Фридрихсберга, от имения Эриха Коха.

Об организации поисков

– Основная проблема тех, кто ищет культурные ценности в Калининграде – в компетентности и способности организовать. Надо признать, что экспедиции, которые работали в 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы, работали поверхностно, не обладая достаточным уровнем профессионализма, полноценной информационной базой. 90–е годы характеризовались практически полным уходом государства от поисковой работы и приходом туда инициативных граждан разного характера, в том числе и зарубежных структур.

Для того, чтобы организовать поиск культурных ценностей Кенигсберга, нужен системный подход к проблеме. Первое – органам муниципальной и региональной власти нужно принять важное решение. Ведь эта тема для Калининграда всегда будет одной из самых ярких, интересных и привлекающих внимание! Просто необходим патронат власти.

Второе – нужно собрать, свести вместе всех инициативных, активных и заинтересованных людей, поисковиков, копателей... В Калининграде их немало. Они даже не будут извлекать личную материальную выгоду, будут заниматься этим из интереса, понимая, что приносят пользу.

Третье – собрать информацию, которая сейчас находится в разрозненном состоянии. Часть ее – в руках частных лиц, часть – в государственных архивах.

Нужно, наконец, локализовать объекты поиска. Сегодня, в век компьютеров и технологий, сделать это не составляет труда. Поиск становится элементарным! И дальше, как говорится, дело техники.

Что ищем?

– Цель – найти углубленные объекты, бункеры, которые были сооружены на рубеже 1944-1945 года. Бункеры, как правило, примыкают к подвалам старых зданий, создают единый комплекс. В таких объектах по штатному расписанию должны были быть боеприпасы, оружие, спецсредства, документы, запасы продовольствия, радиостанции. Но дополнительно там складировались и различные ценные предметы. Не обязательно произведения искусства. Это могут быть ценные объекты из научно-исследовательских институтов, которых в Кенигсберге было более 30. Материалы из кенигсбергских архивов. Различные драгоценные металлы. Мы в свое время вскрывали подземные залы Рейхсбанка, который находился между Нижним прудом и зданием Дома Советов. Там в подземельях мы нашли сейфы. Все они были вскрыты автогеном. То есть ценности куда-то увезли!

О новых книгах

– В конце 80-х годов руководство КГБ СССР поручило мне ознакомиться и поработать с документами, оказать помощь калининградцам уже в новой экспедиции по поиску Янтарной комнаты. Таким образом, мое детское увлечение стало моим дополнительным занятием. Я активно читал, собирал, узнавал что-то новое. У меня образовался громадный архив – сегодня, думаю, один из самых больших архивов фотографий, микрофильмов, документов по этой тематике.

Конечно, когда появилась возможность все это описать и представить широкой публике, я это сделал. Первый раз я опубликовался под псевдонимом в газете "Страж Балтики". Первая моя книга "О чем молчат подвалы "Блюдгерихта", потом была большая книга "Янтарный призрак", "Тевтонский крест" и так далее. Мои новые книги "Секретные объекты "Вервольфа" и "Секретные бункеры Кёнигсберга" – это скорее документалистика. Но чтобы не было очень сухо, я придал ей художественную форму.

Мой основной принцип работы над книгами – использование документов. Я очень скрупулезно отношусь к фактам, не сторонник придумывать. Уникальность документов, которыми я пользовался – в месте их хранения. Это архив ФСБ и архив службы внешней разведки. Сейчас документы рассекречены и они удивительные! Там масса информации о моментах истории, о судьбах стран, о людях. Например, я нашел информацию о судьбе двух наших сограждан, которые перешли на сторону врага, были задействованы в специальных подразделениях, участвовали в строительствах объектов "Вервольфа". Они давали очень подробные показания потом. Несколько томов дел я прочитал, кое-что включил в книгу. Документы интересны и тем, что после окончания войны их никто не трогал.

"Напишу про работу КГБ"

– У меня есть дневники, которые я вел во время экспедиции по поиску "Янтарной комнаты". Хочется обработать эти тексты и выпустить книгу. Так что поисковую тематику, тематику Калининграда-Кенигсберга я оставлять не хочу!

Кроме того в августе, к 20-летию путча 1991 года у меня должна выйти книга не связанная с поисками и художественными ценностями. Она будет перекликаться с одной из моей предыдущих книг "Кагэбэшник", которая рассказывает о том, как действовали сотрудники органов госбезопасности в трудный период развала страны, распада государства.

Еще собираюсь написать книгу о предупрежденных терактах, поскольку сегодняшняя моя деятельность связана с противодействием терроризму. Хочется рассказать людям о работе органов по предотвращению террористических угроз.

Андрей Станиславович Пржездомский родился 2 февраля 1951 года в Москве.

Закончил исторический факультет МГУ. С 1974-1981 гг. работал в ректорате МГУ. Кадровый сотрудник органов безопасности, занимал руководящие должности в Администрации Президента Российской Федерации, был заместителем директора Федеральной службы налоговой полиции, членом Общественной палаты Российской Федерации двух созывов.

Он автор художественно-документальных повестей "Янтарный призрак", "Тевтонский крест", "Секретные объекты "W", "Кагэбэшник", главный редактор и автор большинства статей "Иллюстрированного энциклопедического справочника "Кёнигсберг-Калининград".

Кандидат исторических наук. Генерал-лейтенант запаса, член Союза писателей России. Советник председателя Национального антитеррористического комитета