15:35

Строители БАЭС уверяют- что фукусимская трагедия в Калининградской области невозможна

  1. Новости

За год, прошедший с момента, когда на месте будущей Балтийской атомной электростанции был заложен символический камень, здесь произошли заметные изменения. Например, если в предыдущий наш приезд в чистом поле стояло только небольшое строеньице, - хотя и из современных материалов, но барачного типа, - то теперь из окна автобуса виднелись многоэтажные корпуса.

- Склады для хранения сыпучих стройматериалов, бетонный завод, арматурное производство и административно-бытовые строения, - пояснил директор строительства Евгений Власенко.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что и они все состоят из сэндвич-панелей, однако журналистов заверили, что это временный вариант. Для персонала будущей АЭС потом построят куда более капитальные помещения.  

Насобирав себе на обувь порядочно белой пыли, участники пула отправились к заветному котловану энергоблока №1. Размеры ямы впечатляли, как-никак, из нее вынули 680 тысяч кубометров грунта! Он, кстати, очень пригодился для выравнивания прилегающей территории.

- Смонтирована система для перехвата поверхностных вод, сооружены трубопроводы, проведено освещение – начинали-то мы вообще при дизелях, - с гордостью демонстрировал достижения Власенко. – А сейчас есть постоянная линия электропередач, ведь работы ведутся круглосуточно в три смены.  

Глубина котлована – от 10 до 12 метров, и на самом нижнем уровне, как было упомянуто, запланирована ловушка расплава – которая, который, как все надеются по умолчанию, никогда не понадобится. Вот у потрясенных японцев на их АЭС такого приспособления не было, и теперь они кусают локти.

- Энергоблок состоит из ядерного и турбинного «островов», - объяснял главный инженер Константин Маслов, то водя рукой по схеме БАЭС, представленной на стенде, то указывая на простиравшийся рядом котлован. -  Вот это круглое здание на плане предназначено для реактора, диаметр помещения - 50 метров. Уже выполнен пластовый дренаж, представляющий из себя трехслойную конструкцию из тощего бетона, песка и пористого бетона. На этом основании будут строиться все здания энергоблока. Можно начинать армирование фундаментных плит помещения реактора, паровой камеры и вспомогательного корпуса. На все конструкции уже уложено больше 30 тысяч кубометров бетона.

Увы, служба безопасности строго запретила съемку котлована, поэтому предложением взобраться на смотровую вышку воспользовались не все из нас.  

ЖДИТЕ ТЫСЯЧ СПЕЦИАЛИСТОВ

- Деньги и материалы поступают вовремя, график строительства строго соблюдается, а некоторые работы в первом квартале и вовсе выполняются с опережением, - проинформировал генеральный директор ОАО «Балтийская АЭС» Юрий Шалимов, когда мы вернулись под знакомые своды самого первого строения станции.

Заодно ему пришлось опосредованно успокаивать наших литовских соседей, озабоченность которых сооружением БАЭС ряд коллег почему-то сочли своим долгом донести до сведения ее руководства. Дипломатично выразив понимание такого беспокойства, Шалимов сообщил, что в очередной раз все допустимые сведения литовцам предоставят по ходу визита в республику делегации правительства Калининградской области, намеченного на 29-30 апреля.

Вопрос уже сугубо регионального значения касался рабочих мест на БАЭС: жителям страдающих от безработицы окрестных районов очень бы пригодились неплохие по нашим меркам зарплаты. Журналистам дали понять, что «еще не вечер», хотя и сегодня 85 процентов от числа занятых на стройке составляют калининградцы.

- Сейчас здесь трудится 620 человек, а два года спустя будет вдесятеро больше, - раскрыл планы Евгений Власенко. – И упомянутое процентное соотношение мы постараемся сохранить, хотя, конечно, придется привлекать людей и из-за пределов региона. Поэтому Неманскому району стоит подготовиться к их приему, чтобы прибывающим было не только где жить, но и где отдыхать. Уже мае в райцентре начнут строить 100-квартирный жилой дом для атомщиков, а в итоге там должен вырасти целый микрорайон с шеститысячным населением.  

Что же касается дальнейшей эксплуатации двух запланированных энергоблоков, для этого потребуется почти 1300 специалистов. В Росэнергоатоме уже утверждена специальная программа подготовки специалистов для Балтийской АЭС. Кроме того, частично она будет комплектоваться за счет организованных на уже действующих атомных станциях дополнительных смен оперативно-эксплуатационного персонала. В первую очередь это коснется ведущих специалистов.             

НЕ ТАК СТРАШНО ЦУНАМИ, КАК ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Японская атомная катастрофа предопределила повышенный интерес журналистов к главному разработчику проекта БАЭС, также присутствовавшему в зале.

- Если бы на АЭС «Фукусима» стоял наш реактор, ничего ужасного не произошло бы, - отчеканил Сергей Светлов. – Он признан самым безопасным из ныне действующих в мире. И вносить изменения в проект в связи с событиями на другом конце света не потребуется. От землетрясений реактор и без того защищен сверхнадежно, а возникновение цунами здесь попросту невозможно. Да и страшно, собственно, не само цунами, а его последствия в виде обесточивания станции. В нашем случае такое абсолютно исключено.

Для нашего эксклавного региона куда актуальнее не возможность обрушения на БАЭС гигантских волн, а проблема вывоза радиоактивных отходов. Предполагается, что часть из них будет складироваться тут же, на территории станции. В проект заложена технология замкнутого цикла, когда стоки не будут попадать во внешние водоемы. А неизбежные испарения используемой для охлаждения воды будут пополняться из реки Неман. Твердые ядерные отходы (ТЯО) все же нужно будет отправлять за пределы области. Насчет того, что Литва разрешит их провоз через свою территорию, никто ни малейших иллюзий не питает. Поэтому вывозить ТЯО будут морским путем до Санкт-Петербурга, а уже оттуда дальше по суше в места постоянного хранения.