Скандальная история майора морской пехоты Ивана Петрова* наделала много шума в начале года. Собкор федеральных «Известий» Илья Стулов решил написать статью о воспитателе школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский Морской корпус» Ивана Петрова, героя боевых действий в Чечне, кавалера двух орденов Мужества.
- Перед тем как идти на интервью к лучшему воспитателю корпуса, я запросил у коллег в Минобороны информацию о том, за что он был награжден, - рассказал «СК» Илья Стулов. – Я ведь сам выпускник Нахимовского училища, живу в Балтийске, много общаюсь с военными. Кавалеров двух орденов Мужества у нас не так много. А тут неизвестный герой…
Ответ поразил: в России есть только один Иван Петров, кавалер ордена Мужества, - погибший в Чечне сержант подмосковного ОМОНа. Илья Стулов отправил фотографию калининградского Петрова отцу милиционера.
- Первый раз его вижу, - ответил отец.
А вот знакомые Ильи Стулова из кадровой службы Балтийского флота, глянув на фото воспитателя, узнали в «герое» Сергея Артемова*, в конце 90-х служившего мичманом в Калининградском высшем военно-морском училище.
– Не надень он второй орден Мужества – никто бы не обратил внимания на этого поддельного героя, дальше воспитывал бы будущих офицеров, - разводит руками журналист.
После публикации в «Известиях» с Иваном Петровым пообщался корреспондент федерального телеканала «Звезда» Максим Румянцев.
- Он держался уверенно, утверждал, что в статье неправда, показал наградные документы на один из орденов (все награды пронумерованы, данные о них есть в архивах Минобороны, МВД и т.д.), - рассказал «СК» тележурналист. – Мы сняли документы на камеру, коллеги из федеральной редакции «Звезды» выяснили, что орден с таким номером не выдавался. Более того, Петров сказал, что окончил школу в Москве, на Бескудниковском бульваре. Но наши коллеги обнаружили, что школа построена в 2000-х годах, наш «герой», которому за тридцать, не мог в ней учиться.
Директор кадетского корпуса Татьяна Бартминская предложила калининградскому Ивану Петрову написать заявление об увольнении по собственному желанию и обратилась в прокуратуру с просьбой проверить обстоятельства, изложенные в публикации.
Хорошее резюме
Редакция «СК» взялась за эту тему после обращения родителей кадетов.
- При Иване Николаевиче мальчишки были послушными, заинтересованными в учебе, - говорит бабушка одного из мальчиков Ирина Сергеевна*. – Он читал им книгу про войну в Чечне, которую сам написал…
Иван Петров стал работать воспитателем кадетского корпуса в 2009 году, пришел он не с улицы - молодого красивого героя-орденоносца до этого видели на разных патриотических мероприятиях. На сайте областного минобразования до сих пор есть информация об Иване Петрове – соучредителе общественной организации «Черные береты» и военно-патриотического клуба «Подвиг» при музее 11-й армии Дома офицеров Балтфлота.
В своем резюме Иван Николаевич написал, что учился в Военно-морском училище им. Фрунзе (в Санкт-Петербурге), окончил Академию им. Плеханова и Московский государственный институт стали и сплавов. Утверждал, что тесно сотрудничает с лицеем № 49, средней школой № 24, рассказывал о своей патриотической работе на форуме морских пехотинцев в интернете - morpeh.com.
- Устраиваясь на работу, он предоставил документы. Копии дипломов об окончании вузов были заверены нотариусом. Оригиналы обещал подвезти. Оснований не доверять ему не было, - рассказала директор кадетского корпуса Татьяна Бартминская. – Иван Николаевич оказался работоспособным, к детям относился искренне, никаких нареканий… После статьи я вызвала воспитателя на беседу. Он признался, что документы – поддельные, ордена не его.
После увольнения несколько раз Иван Петров приходил к кадетскому корпусу. Он продолжает вести страничку корпуса в интернете, выкладывает свои фотографии, где с пистолетом в руках грозит «пустить уродов в расход», пишет: «Война неизбежна... кровавая, беспощадная, до полной победы или полного поражения... Бог свидетель, я хотел решить вопрос мирным путем». Бывшие воспитанники ставят ему знаки поддержки.
- Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ («Использование заведомо подложного документа»), - сообщил «СК» на прошлой неделе замначальника отдела милиции № 4 УВД по Калининграду Сергей Морозов. - По версии дознания, Иван Петров при устройстве на работу предоставил поддельные дипломы о высшем образовании (делали запрос в вузы на обе фамилии – Петрова и Артемова). Он признался, что оба нагрудных знака — муляжи. Факты, подтверждающие, что Петров либо Артемов были в Чечне, не подтвердились.
Статья, по которой может быть предъявлено обвинение, предусматривает штраф до 80 тысяч рублей. Тюрьма Петрову не грозит.
Был ли «герой» ранее судим, является ли он психически вменяемым, можно будет установить, только если возбудят уголовное дело. Сроки доследственной проверки истекают в четверг, 21 апреля.
«Заигрался»
После разгромных публикаций мы встречались с Петровым-Артемовым трижды.
- Мне важно восстановить честное имя, чтобы не страдали дети, не полоскали кадетский корпус, - говорил он во время первой встречи. – Думаю, все эти статьи – заказ.
Он рассказал, что его зарплата - 12 тысяч рублей, но за 4 месяца работы он получил премию 100 тысяч рублей, и, вероятно, на него льют грязь завистники.
О своей биографии говорил неохотно, но признался, что раньше действительно был Сергеем Артемовым, а новым именем начал пользоваться в 2003 году, документы поменял только в 2009 году.
- Но я понятия не имел о сержанте Иване Петрове из подмосковного ОМОНа и, конечно, я не присваивал себе его имя! – утверждал бывший воспитатель. – Просто вернул фамилию и имя, данные мне при рождении. Ведь я усыновлен… Узнал об этом еще в подростковом возрасте – нашел документы у родителей.
Еще он рассказал, что в 2003 году в Москве его нашел брат-близнец, с которым их разлучили в роддоме.
- Мы пообщались, пару раз созванивались, больше я о нем не слышал, - говорит Петров-Артемов. – Вот тогда и стал пользоваться новым именем.
На второй встрече с «СК» «герой» сказал, что один из орденов Мужества – на самом деле муляж, он заказал его на Украине для музея боевой славы бывшего сослуживца.
- Надел второй орден по глупости, - сказал он на третьей встрече. – Награды нужны для патриотической работы, они открывают любые двери. Но в Чечне я был, под именем Сергея Артемова, - в декабре 1995 года сопровождал генерал-лейтенанта Николая Лукьянчука. Первый орден мой, генерал вручал мне его лично!
Правда, показать награду и документы, чтобы оправдать свое честное имя, Иван-Сергей отказался. Потом вообще заявил, что после перемены имени попросил родственника стереть из неких баз данных всю информацию о себе под бывшей фамилией. Поэтому ничего об Артемове в «базах» быть не может.
«Героическая» биография
- Перед тем как заняться патриотической работой, я пришел в министерство образования к Маргарите Гагиной, она тщательно меня проверила – нужны были справки о судимости, психическом здоровье, из наркологического диспансера, - утверждал Петров-Артемов.
Версию об усыновлении Петрова ни подтвердить, ни опровергнуть не удалось – это тайна, охраняемая законом. Однако с братом (Виктор Артемов* - младший брат Ивана-Сергея) – они очень похожи.
- Что случилось с Сергеем, я сказать не могу - он 20 лет живет самостоятельно, - рассказал «СК» брат. - Про Чечню и про орден ничего не знаем. Может, и воевал, награду получал. А если и нет… Ему немало лет, он может сам отвечать за свои поступки.
- Я прямо не понимаю, что с ним такое случилось. Раздвоение личности, что ли... - только и могла сказать журналистам мама Ивана-Сергея.
Несмотря на утверждения, что вся информация о нем якобы уничтожена, в Балтийском военно-морском институте данные на Сергея Артемова* за 1998 год сохранились.
В строке «образование» значилось: среднее (11 классов), СПТУ (слесарь-сборщик). В 1992 году его призвали в армию на полтора года, после этого он продолжил службу по контракту. В декабре 1996 года поступил в школу мичманов в Санкт-Петербурге, после ее окончания в мае 1997 года распределился в Калининград, пару месяцев прослужил на базе вооружения и боеприпасов в пос. Рябиновка. С июля 1997 по апрель 1998 года работал в КВВМУ инструктором кабинета боевых средств флота, после чего уволился в запас в звании мичмана. Ни слова о наградах и командировке в Чечню. С 2002 по 2004 год, судя по резюме, жил в Москве, затем вернулся в Калининград, – работал системным администратором, дизайнером-верстальщиком.
Неизвестный «герой»
Журналисты «СК» прошли по следам военно-патриотической работы Ивана Петрова.
- Пришел два года назад младший лейтенант с орденом Мужества, показал паспорт, написал заявление, - рассказал «СК» зампредседателя «Боевого братства» Василий Кучер. – Мы были рады, что такие люди вступают в наши ряды. Через пару лет встречаю его на мероприятии – а он уже майор с двумя орденами Мужества!
Такая стремительная карьера вызвала у Василия Кучера серьезные сомнения – ведь чтобы дослужиться от младшего лейтенанта до майора, нужно 9 лет.
- Но я подумал, что звание ему присвоили по линии военкомата после очередных краткосрочных сборов, как политикам. К примеру, Владимир Жириновский ни дня не служил, а имеет звание полковника, - вздохнул Василий Кучер. – Понимаете, не принято у ветеранов относиться друг к другу с недоверием… Теперь, наверное, придется всех перепроверять.
Позже Василий Кучер вспомнил еще один факт – Иван Петров ходил по форме, но в белых носках, что для военного человека недопустимо.
Бывшая сотрудница минобразования Маргарита Гагина, на которую ссылался в разговоре с нами фальшивый герой, рассказала, что Петрова она не проверяла, справок не просила.
- Он пришел как представитель кадетского корпуса при школе № 24, сказал, что руководит организациями «Черные береты» и «Подвиг», - вспоминает Маргарита Гагина. – Дал визитку с адресом его офиса в Доме офицеров БФ. Он участвовал в мероприятиях – детей возил в бригаду морской пехоты.
Два кадровых военных, которые работали с ней в отделе, тоже ничего подозрительного не заметили. Правда, несколько коробило, что воспитатель в военной форме носил в ухе телефонный блютуз.
Валентин Соломин, бывший директор кадетского корпуса школы № 24, вспомнил Ивана Петрова с трудом.
- Иван Николаевич? – недоуменно переспросил он. – А, Иван из «Боевого братства»! Ну да, приходил пару лет назад этот парень, ездил с нами в бригаду морской пехоты в Балтийск. Однажды организовал выступление нашего хора. Я был уверен, что его присылали из минобразования – он просил документы о кадетском движении!
Правда, через некоторое время Иван Петров из школы № 24 исчез. Кратким оказалось и его сотрудничество с лицеем № 49.
- Этот молодой человек был у нас дважды – сначала предложил организовать урок мужества, - вспоминает директор лицея Людмила Осипова. – Дети писали сочинения, он вручал им подарки… С тех пор не появлялся – видела его пару раз на мероприятиях, но не общалась.
Журналисты «СК» позвонили в музей 11-й армии Дома офицеров, при котором якобы существовали организации «Подвиг» и «Черные береты».
- Не было у нас клубов таких, - удивился руководитель музея Валерий Мамзенко. – Кадеты приходили. Но про Ивана Петрова не слышал никогда.
История «героя», который воспитывал будущих офицеров, особенно возмутила морских пехотинцев – участников форума morpeh.com
- Да это же пользователь под именем DenMor, прописавшийся на нашем форуме три года назад! Почитал, о чем говорим, а потом пошел в народ и «вся грудь в орденах», - сокрушались они, прочитав статью в «Известиях».
– Люди, прошедшие войну, либо скупы на слова, либо открыты. Но даже при скупости эмоций так или иначе видно, что за душой, - написал один из форумчан журналисту «СК». - Иван Петров вызывал не подозрение, а чувство, что что-то не так. Ребята пытались его «пощупать», но он всегда ловко ускользал.
Без вреда процессу
Минобразования провело расследование данного факта.
– При поступлении на работу он предъявил подлинные документы – паспорт, военный билет, нотариально заверенные копии документов об образовании, прошел необходимую медкомиссию, - сообщила министр образования Анастасия Хребтова. – Должность воспитателя – низкооплачиваемая, найти человека, способного работать с подростками, сложно. Поэтому директор корпуса приняла Ивана Петрова на работу по нотариально заверенным копиям документов об образовании. За это она наказана.
По словам Анастасии Хребтовой, за время работы воспитателем Иван Петров вел себя адекватно, к работе относился добросовестно, комиссия не установила причинения вреда воспитательному процессу.
Когда верстался номер
Мы позвонили Ивану Петрову по мобильному телефону
- Из УВД мной интересовались только однажды, - сообщил он. - Больше месяца назад вызывал на беседу следователь уголовного розыска. Взял объяснение по поводу статьи Ильи Стулова, сказал, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Подписку о невыезде с меня не брали. Я за это время несколько раз успел в Россию съездить, свободно передвигаюсь по городу, ни от кого не скрываюсь.
*Фамилии и имена изменены.