10:59

Дело было в СССР: В 1958 году группа мошенниц провернула аферу с кинозалом в Калининграде

  1. Новости

Еще вождь мирового пролетариата Владимир Ленин (в оригинале Ульянов) говаривал, что "пока наpод негpамотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и циpк". К 1958 году советские люди в огромном большинстве своем читать уже умели. Правда, своего цирка в Калининграде не было, однако синематограф жители города по-прежнему посещали с удовольствием. Видимо, данное обстоятельство и вдохновило часть работников местного масскульта на деяния, хотя и весьма многообещающие в плане личных доходов, однако категорически не приветствовавшиеся законом.

От "Москвы" до "Восхода"

Чуть более полувека назад Московский район Калининграда мог похвастаться двумя вполне комфортабельными по тогдашним меркам кинозалами – "Москва" (сегодня там располагается культурно-досуговый центр) и "Восход" (этот был прямым наследником немецкого собрата под названием "Астория"). Оба представляли собой вполне рентабельные предприятия. По крайней мере, пожаловаться на низкие сборы не могли.

Заманчивая идея хорошенько нажиться на народном увлечении первой пришла в голову Марте Боковой, которая успешно совмещала должности старших бухгалтеров в обоих кинотеатрах. В свои 43 года дама приобрела необходимый опыт, и отнюдь не только в своей сложной профессии. Марта Христофоровна успела дважды побывать в местах, не столь отдаленных. В том числе отсидела и за хищение государственного имущества. Однако, как явствует из дальнейшего, а также из приговора суда, должных "выводов для себя не сделала".

Понятное дело, задуманная Боковой махинация не могла обойтись без соучастников. Прежде всего, из числа непосредственных начальников. Поэтому предложение, сделанное старбухом директору "Москвы" Анастасии Александровой, представляется вполне логичным.

По своей сути афера была проста. У кассиров забиралась часть выручки, которая ни по каким документам не проводилась, а целиком шла "налево". Помогала контролировать эти поступления старший кассир кинотеатра Анна Лобановская, которую привлекли к делу третьей. "Таким образом, - как говаривал незабвенный Глеб Жеглов из популярнейшего кинофильма "Место встречи изменить нельзя". – Возникло преступное сообщество, именуемое в простонародье шайкой". Которое, следуя далее по тексту, "начало с большим успехом бомбить фраеров в различных культурных учреждениях". Хотя, стоп! Учреждений, собственно, было два – вскоре за "Москвой" практика отъема денег у государства начала применяться и в "Восходе". Директор последнего Магинур Хусаинова и кассир Мария Шорохова после недолгих колебаний предпочли войти в долю, нежели поставить в известность о преступлениях милицию.

Деньги "отмывали" ремонтом

Конечно же, основную работу выполняла опытная Бокова, которая, к тому же, оказалась и на редкость жадной до денег. Она не только досконально учитывала суммы, забираемые из легальной выручки двумя директрисами, но и составляла фиктивные документы, по которым потом производила списание средств. Вскоре Марта Христофоровна изъяла у Лобановской кассовую книгу и стала вести ее сама, фактически устранив подельницу от участия в хищениях и, соответственно, исключив из дележа добычи. Она с удовольствием проделала бы тот же самый фокус с Александровой, но ту спасала высокая должность.

Отдельного упоминания заслуживает способ "отмывания" преступных доходов. Понятно, что об оффшорах и прочих современных ухищрениях в 60-е годы граждане СССР и не слыхивали. Зато существовала другая возможность легализации уворованных денег.

В обоих кинотеатрах проводилось много работ по текущему ремонту помещений. Нанимая бригады рабочих, Александрова и Хусаинова предпочитали заключать с ними только устные договоренности насчет оплаты труда. Если же все-таки приходилось составлять письменные соглашения, в них не указывались конкретные объемы работ и их стоимость. При расчете Бокова подсовывала пролетариям ведомости, в которых многие графы оставались незаполненными. Потом в них вписывались вымышленные фамилии или к выданным суммам прибавлялись новые цифры. Таким способом расходы можно было увеличивать в достаточно больших пределах, присваивая получившуюся разницу.

- По ведомости на имя двух рабочих они получили 67 рублей 10 копеек новыми деньгами, - зачитывал пример прокурор в суде. – Позже подсудимая Бокова к этой сумме подставила цифру "1" и по кассе списала 167 рублей 10 копеек, присвоив таким путем 100 рублей.

Очень даже неплохие деньги по тем временам. Впрочем, махинаторша списывала и больше…

Кинотеатр пришлось… закрыть

Точно так же обходились и с подотчетными суммами, которые аннулировались путем отнесения на другие счета баланса. При этом Бокова, уже обжегшаяся на общении с ревизорами, а затем и с сотрудниками отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности, старалась как можно больше запутать учет. Например, выдавала деньги, не требуя от получателей росписей в "расходниках".

Так продолжалось три с лишним года, пока в сентябре 1961-го Бокова не была задержана представителями ОБХСС. Марта Христофоровна довольно быстро сдала всех соучастниц, трое из которых также оказались за решеткой. Как выяснилось, женщины успели присвоить свыше 93 тысяч казенных рублей. А это по нормам действовавшего Уголовного кодекса считалось крупным размером хищения, да еще, к тому же, совершенного организованной группой!

По совокупности совершенных преступлений Боковой определили наказание в 13 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима. Туда же вместе с ушлым бухгалтером отправились Александрова – на восемь лет, Хусаинова, получившая "пятерку", и Лобановская с Шороховой, каждой из которых дали по три года "зоны". Кроме того, с осужденных взыскали ущерб в пользу отдела кинофикации Управления культуры Калининградского облисполкома.

Но самые неожиданные последствия это уголовное дело имело для кинотеатра "Восход". Год спустя он был упразднен, а в здании, где крутили фильмы, обосновалась почта.