18:22

Захар Прилепин: «В журналистике и литературе блат не нужен!»

  1. Новости

В драмтеатре 21 февраля состоялась довольно жесткая дискуссия между литератором и представителями местного бизнеса. А на следующий день автор нашумевших книг - «Санькя», «Патологии», «Грех», «Ботики, полные горячей водки» и других - встретился с будущими журналистами и филологами в аудитории РГУ им. И. Канта.

Прилепина многие считают одним из самых ярких российских писателей начала XXI века. Его произведения почти всегда вызывают бурю эмоций и массу споров среди читающей публики. Да и сам Захар – яркий, неординарный человек. В свои 35 лет он успел окончить филологический факультет Нижегородского университета им. Лобачевского, послужить в ОМОНе, повоевать в Чечне, стать автором семи книг и колумнистом множества самых разных изданий. Прилепин позиционирует себя как человека левых убеждений, революционера. Популярный писатель приехал в Калининград по приглашению журнала «Королевские ворота» и газеты «Страна Калининград».

«Идите напролом»

Захар успел за час поговорить о многом: о себе, о журналистике, о литературе. О том, как добиться успеха в этих сферах деятельности. Сделать это, на его взгляд, не так уж сложно.

- На самом деле карьерные лифты в нашей профессии работают по сей день, - поделился наблюдениями писатель. - У вас, калининградцев, перед глазами замечательный пример вашего земляка, моего друга Олега Кашина. Сначала он начал работать журналистом здесь, потом последовательно выстроил журналистскую карьеру в Москве. Создал себе имя. По сути, сегодня Кашин входит в тройку ведущих российских пишущих журналистов.

- Представление о том, что в любой деятельности, в том числе и в журналистской, нужны какие-то прихваты, какие-то знакомства - ерунда, - считает Прилепин. - В журналистике и литературе никакой блат не нужен, потому что в конечном итоге все зависит от вашего умения связывать слова, составлять тексты, делать верные выводы и понимать, что происходит с нами, с нашими душами и с нашей страной. Тот, кто это делает более или менее честно, в конечном счете выигрывает. Будьте смелыми, идите напролом, и в этом случае можно будет себя навязать в любой ситуации. При этом необязательно быть самым лучшим. Достаточно делать свое дело качественно, умно.

- Возможно, вы смотрите на меня как на взрослого дядьку, который учит вас жизни, - предположил Захар. - Но, если честно, я не чувствую возрастную разницу между вами и мной. Мне сейчас 35 лет, но ощущаю я себя где-то на 24. Да и журналистикой стал заниматься не так уж давно. Достаточно большую часть своей жизни я провел, занимаясь совершенно другими вещами. После окончания университета странным образом оказался в милиции особого назначения – служил в окружении мужиков, которых больше всего на свете интересовали собственные трицепсы и бицепсы. И меня все это устраивало, я не собирался менять свою жизнь. Но тут случился дефолт 1998 года. Я стал нищим. А деньги были нужны как никогда – у меня родился первый ребенок.

Пришлось перебраться из родного Дзержинска в Нижний Новгород. Там я надеялся найти постоянную работу. Совершенно случайно встретил на улице товарища по университету. «Пошли работать журналистами!» - предложил он. Я ему: «Бог с тобой! Я последние восемь лет ничего в руках, кроме автомата, не держал». Он сказал: «Ничего страшного. Журналисты — это те люди, которые ничего не знают, но обо всем высказываются». И знаете, приятель оказался прав…

Тотальное нелюбопытство

Но это обстоятельство, по мнению Захара Прилепина, вовсе не означает, что журналистике можно не учиться.

- Если я бы сегодня начинал строить свою карьеру в этой области, я читал бы каждый номер «Русского репортера», «Русского пионера», журнала «Огонек». И учился бы мастерству у авторов этих изданий. Однако, по моим наблюдениям, студенты журфака (а я часто встречаюсь с будущими работниками СМИ) редко интересуются тем, что, собственно, происходит в журналистике. Начинаю выяснять, кого из журналистов они любят, кого читают, кого берут за образец, и выясняется, что они не читают вообще ничего, не знают ни одной фамилии. В лучшем случае - Парфенова или Познера, то есть тех, кого видят по телевизору. Это тотальное нелюбопытство людей, которые зачем-то пошли учиться на журфак, покоряет мое сердце.

Впрочем, Захар признался, что среди действующих журналистов редко встречал выпускников журфака.

- Журналистами работают все, кто угодно: люди с экономическим образованием, юристы, музыканты, те, у кого вообще нет никакого образования. А ведь вузы регулярно выпускают молодых журналистов.

Пришли пересмешники

После падения СССР в отечественной литературе, по мнению Захара, воцарился либерально-демократический дискурс. В литературу пришли пересмешники, постмодернисты, иронисты, то есть люди, которые воспринимали советское литературное наследство как некий анахронизм. Устраивая бесконечные похороны советской литературы, они пытались построить свою собственную судьбу.

- Среди этих писателей было немало по-настоящему одаренных, - считает Прилепин. - Достаточно вспомнить Пелевина, Сорокина, Ерофеева. Они создавали и создают удивительные портреты. Однако в нулевые годы ситуация изменилась. Появилось поколение, которое захотело говорить о простых вещах, но вовсе нетривиальным языком. Тогда появились такие писатели, как Алексей Иванов из Перми. Он создает прекрасные срезы, я бы сказал, фотографии нашего времени. Почитайте «Географ глобус пропил», не пожалеете.

Есть замечательный русский писатель Михаил Тарковский - племянник режиссера Андрея Тарковского, внук поэта Арсения Тарковского. Человек из богемной семьи уехал жить в сибирскую тайгу. Обосновался на заимке, строит своими огромными ручищами бани, занимается крестьянским трудом и пишет при этом упоительную прозу. Нельзя не вспомнить Дмитрия Быкова. Это многостаночник. Человек необычайных душевных сил и энергии. Он ведет (вернее, вел) программу на телевидении, колонки, наверное, в 15 изданиях. Особенно популярны у читателей рифмованные колонки. Они остроумные, выполненные на предельном уровне стихотворной техники… Быков еще и креативный редактор журнала «Современник». До недавнего времени был главным редактором журнала «Что читать?». При этом регулярно пишет книги. Как он все успевает – загадка…