11:32

Калининградского \"Святого Валентина\" звали… Надеждой

  1. Новости

С сегодняшнего номера на страницах "Комсомолки" открывается новая рубрика – "Дело было в СССР". Как можно догадаться из названия, речь в материалах пойдет о различных делах советских лет, которые теперь хранятся в архиве Калининградского областного суда. Порой приговор суда может передать колорит минувшей эпохи ничуть не хуже, чем ностальгические программы или исторические исследования. В чем вы сможете сами убедиться на примере различных историй из судебной практики прошлых лет в нашем регионе. Цикл публикаций будет охватывать период 70-х, 80-х и, возможно также 50-х и 60-х годов прошлого века. Надеемся, что эти материалы будут интересны нашим читателям.

Дело было в СССР

14 февраля многие калининградцы отметят День Святого Валентина – западный праздник влюбленных, десяток лет назад ставший модным и в России. Как известно, раннехристианский священник, несмотря на категорический запрет властей, тайно венчал римских легионеров. (Таким образом, Валентина можно считать еще и первым капелланом.) Кто бы мог подумать, что популярный эпизод из истории Древнего Рима в определенной степени повторится много веков спустя в нашем регионе! Свидетельством тому – приговор Калининградского областного суда от 3 апреля 1978 года. Обвиняемой по уголовному делу была заведующая бюро ЗАГС Балтийского района города Надежда Стрельникова (фамилия изменена – Ред.). К тому времени в своей должности уже почти полгода как не работавшая.

Когда "спасибо" булькает

53-летняя женщина была в райисполкоме на хорошем счету. Хорошая жена, заботливая мать троих, правда, уже достаточно взрослых, детей. Ни в чем предосудительном не замечена. Имеет заслуженную награду – юбилейную медаль "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". В общем, наш советский человек.

В первый раз от норм социалистической морали Надежда Андреевна отошла в июле 1974 года, когда в ЗАГС явилась очередная пара, вознамерившаяся создать крепкую ячейку общества. Воплощению похвального стремления мешало лишь одно обстоятельство – жених в скором времени должен был уехать из Калининграда в славный город Кронштадт. Тут необходимо напомнить, что советским законом был установлен месячный срок со дня подачи заявления до момента регистрации брака. Невеста понимала, что в положенное время они уложиться уже не успевают и решила искусственно ускорить ход событий. Заведующая ЗАГСом, от которой теперь зависело чужое семейное счастье, сначала категорически отказалась проштамповать паспорта без очереди и гораздо быстрее, нежели спустя месяц. Но после долгих уговоров решила-таки пойти навстречу просителям.

– Как мы поняли из разговоров, ее за это нужно было как-то отблагодарить, – давали позже показания в суде супруги.

Благодарность выразилась в импортном зонтике и бутылке коньяка, которые Стрельниковой передал счастливый молодожен.

Возможно, для некоторых из наших читателей желание как можно быстрее вступить в брак, идя ради этого даже на открытое нарушение закона, покажется труднообъяснимым. Однако жизненные обстоятельства бывают разные: допустим, кому-то выпала возможность улучшить жилищные условия, обзаведясь мужем или женой, или для каких-то иных целей формально узаконить фактически уже сложившиеся отношения. Очередные торопыги объявились в сентябре того же года, действовали тоньше – через посредника и отблагодарили отзывчивую даму более дорогим коньяком, к которому прилагались 20 рублей наличными. Да и то сказать, брачующиеся даже проживали в другом районе Калининграда!

Международный уровень

Вновь испытать соблазн воспользоваться служебным положением в корыстных целях Надежде Андреевне довелось в конце декабре 1976 года. Жительница Ленинградского района попросила срочно зарегистрировать брак ее дочери и согласие завЗАГСом оценила… в три рубля. Но в чеках Внешторгбанка СССР! Кто помнит, существовала такая "параллельная валюта", на которую можно было отоварится в магазинах импортного ширпотреба "Березка", калининградским аналогом которой был известный "Альбатрос". За чек, в зависимости от его вида (их было три), на "черном рынке" давали от двух до девяти рублей, поэтому кажущаяся ничтожность полученной Стрельниковой суммы не должна водить в заблуждение. По крайней мере, исправленная дата на заявлении о вступлении в брак того стоила.

Молва об отзывчивой чиновнице, видимо, пошла по району, и в мае 77-го еще двое его жителей решили прибегнуть к услугам Стрельниковой. Это обошлось им в 20 рублей. Следующей паре в июле ускоренное изменение семейного положения стоило уже 50. Довольно приличная сумма по тем временам! Тогда же добрый гений калининградских влюбленных вышла на международный уровень: срочно зарегистрировала брак местной девушки с гражданином Кубы. Но на этот раз гонорар предпочла взять столовым набором ложек, вилок и ножей – общей стоимостью, как потом установила экспертиза, 14 рублей 68 копеек. Обычных, "деревянных".

Набрала взяток на 299 рублей

Популярность Стрельниковой в городе росла, соответственно росли и доходы. Следующая регистрация брака инорайонных обошлась новоиспеченному мужу в шесть чеков Внешторгбанка. Впрочем, на валюте завЗАГСом не зацикливалась, даже имея дело с моряками загранплавания. Срочно, в связи с уходом жениха в море, "повенчав" очередную пару, чиновница удовольствовалась набором мельхиоровых ложек. Потом дважды подряд Надежде Андреевне платили за услуги по четвертной. Что поделать, в одном случае уходивший в армию парень не желал оставлять беременную подругу невестой, в другом – гражданке уж очень хотелось устроить личное счастье сестры, пока жених не передумал.

В своем ремесле Стрельникова достигла известной степени виртуозности. В ноябре 77-го ее не смутил даже тот факт, что в момент якобы собственноручной подачи заявления жених пребывал в заграничном порту. Брак был благополучно узаконен за девятирублевый коньяк и прилагавшуюся к нему коробку конфет ценой рупь восемьдесят.

Венцом карьеры служительницы Гименея стали очередные 25 рублей и импортный зонтик. На этом небескорыстную благотворительность пришлось прервать, ибо о ней каким-то образом прознали в правоохранительных органах. Может, кто-то из облагодетельствованных проболтался, а то и намеренно "настучал", разочаровавшись в супружеской жизни?

Как бы то ни было, подсудимой насчитали взяток ровно на 299 рублей. Ставший позже святым Валентин, как говорят, действовал совершенно бескорыстно, из любви к искусству, то бишь к вере. Впрочем, если продолжать сравнивать, то все закончилось не так уж и плохо. Древнеримскому священнику его незаконные проделки стоили головы. Калининградский облсуд же, посовещавшись, приговорил Надежду Андреевну к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима. Осужденную даже медали не лишили, что в общем-то, выглядит абсолютно логичным. Трудилась на ниве регистрации браков она и в самом деле доблестно.