19:07

Куда ведет из пос. Дружба Мазурский канал

Калининградец Алексей Матвеев снял фильм об удивительном гидротехническом сооружении, соединяющем Калининградскую область с Польшей.

Удивительная штука – Мазурский канал. Его нетрудно найти на карте. Он начинается в поселке Дружба Правдинского района (бывший Алленбург) и идет через российско-польскую границу к Великим Мазурским озерам.

По идее, на яхте до этих великолепных мест при благоприятном стечении обстоятельств можно добраться меньше чем за день. Поднял утром паруса в Дружбе, а к вечеру ты уже в раю для туристов-яхтсменов. На самом деле совершить такое путешествие невозможно. Потому что канал вроде как есть, а вроде как и нет - это канал-фантом.

Возможно, поэтому такой интерес вызвал фильм Алексея Матвеева «Голубой перстень Восточной Пруссии», который демонстрировался в конце прошлого года в Музее Мирового океана в рамках V Международного фестиваля любительского кино «Время в кадре». Жюри единодушно присудило автору проекта первую премию в номинации «Уникальность региона».

- Когда наша съемочная группа увидела в поселке Дружба табличку «Мазурский канал» перед небольшим мостом, мы очень удивились, - рассказывает Алексей Николаевич. – Причем здесь Мазурский канал? Где Дружба, а где Мазуры?! Но вскоре удивление прошло. Мы вспомнили, что раньше Мазурские озера и Алленбург находились в одном государстве, и что их действительно связывал канал. Так родилась мысль снять фильм об этом удивительном сооружении.

Детище фон Домхарта

Идея создания водного пути, соединяющего Мазурское поозерье с бассейном реки Преголи, возникла еще в орденские времена. О необходимости такой водной магистрали говорили также Великий курфюрст Фридрих Вильгельм и король Фридрих. Согласно задумке, по каналу из Мазур можно было добраться до поселка Алленбург, где канал впадает в речку Алле (ныне – Лава), которая в свою очередь соединяется с Преголей. Оттуда по другим каналам (нынешние Полесский и Матросовский) путешественник или торговец мог выйти в реку Неман, Куршский залив и Балтийское море.

«Первый проект и его реализация непосредственно связаны с именем обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта, жившего с 1712 по 1781 годы, - пишет в своей работе «Мазурский канал – история и современность» краевед Владимир Миловский. - После завершения Семилетней войны, в 1764 году, был разработан план строительства, определивший конечные пункты и маршрут прокладки. Под наблюдением Домхарта к 1776 году (за 12 лет) было прорыто 50-километровое ложе, по которому вода из озера Мауэрзее на Мазурской возвышенности самотеком пошла к Алленбургу (ныне п. Дружба), где впадала в Алле (р. Лава). По каналу, вниз по течению, поплыли груженые лодки и баржи.

Как это часто бывает, после смерти Домхарта в 1781 году канал постепенно пришел в запустение: неглубокое русло заболачивалось, береговые насыпи разрушались».

В двух шагах от рая

Вспомнили о детище Домхарта почти через сто лет. В 1874 году был разработан новый проект, предусматривающий строительство канала на основе старого русла с применением шлюзов. В 1908 году проект был утвержден, и начались работы.

До начала Первой мировой войны большая часть шлюзов была построена. Война прервала строительство. В 1922 году работы возобновились, но по финансовым причинам вскоре были свернуты. Последний этап, связанный с модернизацией шлюзов и возведением дамб, начался в 1934 году.

Строительство канала продолжалось с началом Второй мировой войны. Когда в 1945 году Красная армия подошла к границе Пруссии, мосты через канал были взорваны. А в декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.

...Чтобы представить себе, как могло выглядеть путешествие из Алленбурга до Мазурских озер, съемочная группа под руководством Алексея Матвеева решила исследовать действующие каналы на территории области. Летом позапрошлого года киношники добрались на яхте «Марго» по Преголе из Калининграда до Полесска. Оттуда по Полесскому и Матросовскому каналам вышли в реку Неман, затем в Куршский залив.

Путешествие, по словам Алексея, вызвало противоречивые чувства. С одной стороны, ему и его коллегам удалось полюбоваться фактически девственной природой, насладиться тишиной и покоем, получить массу незабываемых впечатлений, увидеть много интересного. А с другой, осталось чувство разочарования.

- Знаете, мы не встретили во время своего пути ни одной яхты, - говорит он. – Сложилось впечатление, что мы - первопроходцы. Но это неудивительно: кому еще взбредет в голову идти по каналам, вдоль которых нет ни одной приличной пристани, ни одной базы отдыха, ни одной гостиницы, где можно было бы принять горячий душ и выпить чашечку кофе. С развитием железнодорожного и автотранспорта значение каналов как транспортных артерий исчезло. Но для водного туризма эти каналы – просто находка. Их бы привести в порядок, устроить по пути следования яхт минимальный сервис, цены бы им не было…

…А между тем в соседней Польше старые немецкие каналы служат делу туризма верой и правдой. Это обихоженные тропы для любителей неспешного отдыха на водной глади. Автор фильма не без восхищения рассказывает о многоуровневом подъемнике для небольших судов на канале, проложенном от Эльблонга до Оструды и Илавы. Это чудо-сооружение, исправно функционирующее вот уже 150 лет. А построил его талантливый инженер из Кёнигсберга Якоб Стенке.

Сегодня из Калининграда водным путем можно добраться только до Западных Мазур. До Великих Мазур, где, собственно, и начинается Мазурский канал, съемочная группа отправилась на автомобиле.

- Это, конечно, фантастика, - говорит Алексей. – Необозримый простор! Сотни яхт, прекрасные пристани, отличный сервис. И главное - все это великолепие буквально в двух шагах от нас, вот только бы завершить строительство канала. Тогда между Россией и Польшей появился бы еще один путь - водный. Уверен, что это было бы выгодно и нам, и нашим польским друзьям.

Программа на бумаге

Несколько лет назад региональным правительством была принята целевая программа развития туризма в Калининградской области. Среди прочего предполагалось развивать и водный туризм. Был разработан водный маршрут, пересекающий регион с запада на восток.

По проекту предполагалось строительство сети гостиниц, марин, ресторанов. Планировалось найти деньги на приведение в порядок заброшенных каналов. Однако пока все это великолепие по-прежнему радует глаз только на бумаге.

P.S. Фильм калининградца Алексея Матвеева о системе каналов можно посмотреть в Музее Мирового океана.

112