35 лет назад на корабле Балтфлота "Сторожевой" произошло восстание. На перехват мятежного БПЛ бросилась бригада эсминцев, заместителем командира которой был в то время Владимир Егоров – будущий калининградский губернатор.
Это случилось в Риге, в устье реки Даугава ровно 35 лет назад. В ночь на 9 ноября 1975 года капитан третьего ранга Валерий Саблин, замполит большого противолодочного корабля (БПЛ) Балтфлота "Сторожевой", решил, что время пришло. Саблин запер в гидроакустической рубке капитана корабля Потульного и объявил матросам и офицерам, что "Сторожевой" берет курс в Ленинград. Через несколько часов корабль вышел в Рижский залив и двигался по направлению к Ирбенскому проливу.
В 10.35 9 ноября, когда "Сторожевой" уже выходил из Ирбенского пролива в открытое море, капитан Потульный, освободившись, выбежал на капитанский мостик и выстрели Саблину в ногу. Замполит упал…
13 июля 1976 года капитана третьего ранга Валерия Саблина обвинили в государственной измене, а 3 августа расстреляли. Так закончилась история балтийского бунта.
Валерий Саблин был недоволен политикой ЦК КПСС.
В течение многих лет, вплоть до крушения Советского Союза, драматичные события на "Сторожевом" были прочно забыты. В 90-е годы документы рассекретили, о поступке Валерия Саблина появились многочисленные статьи, были изданы книги. Но так и остался открытым вопрос, кем был замполит-бунтарь – героем, восставшим против коммунистического режима или предателем Родины. На этот счет до сих пор существуют диаметрально противоположные точки зрения.
Бунт на корабле
Если верить капитану первого ранга Октябрю Бар-Бирюкову, подробно исследовавшему случай в Ирбенском проливе, Валерий Саблин был убежденным марксистом. Он имел свою точку зрения на то, каким должно быть общественно-политическое устройство в Советском Союзе, был уверен, что власть Леонида Брежнева дискредитировала основы марксизма-ленинизма. Именно в этом, считает Бар-Бирюков, и кроется главная причина бунта. Саблин собирался захватить корабль, двинуться в Ленинград, получить здесь доступ к телевидению и выступить с обращением к массам и к советскому руководству.
Свои мысли Валерий Саблин вынашивал несколько лет. Особенно ни с кем не делился, поэтому события, произошедшие в 58-ю годовщину Октябрьской революции, стали для многих неожиданными. "Сторожевой" участвовал в военно-морском параде, который прошел в Риге 7 ноября. Вечером 8 ноября Саблин начал действовать. Капитан Потульный был заперт в рубке, а матросов Саблин собрал на нижней палубе и обратился к ним с речью.
- Напряженно и долго думая о дальнейших действиях, принял решение - кончать с теорией и становиться практиком, - с такими словами Саблин вечером 8 ноября обратился к матросам "Сторожевого". - Понял, что нужна какая-то трибуна, с которой можно было бы начать высказывать свои свободные мысли о необходимости изменения в стране существующего положения дел. Лучше корабля, я думаю, такой трибуны не найдешь. А из морей лучше всего - Балтийское, так как находится в центре Европы... Никто в Советском Союзе не имеет и не может иметь такую возможность, как мы, - потребовать от правительства разрешения выступить по телевидению с критикой внутреннего положения в стране.
Как пишет Бар-Бирюков, матросы и старшины поддержали Саблина единодушно. Сложнее пришлось с офицерами. Их Саблин собрал в кают-компании и обратился с аналогичными словами. Поддержала мятежника далеко не все офицеры, недовольных заперли в трюме. И вот здесь у восставших произошла первая осечка. Одному из офицеров, секретарю ВЛКСМ Фирсову удалось бежать и перебраться на борт стоявшей рядом со "Сторожевым" подводной лодки. Фирсов поставил известность о перевороте командира субмарины, а вскоре об этом стало известно и командованию Балтфлота. Поэтому, когда "Сторожевой" начал выходить из Даугавы в Рижский залив, следом за ним уже шли пограничные катера, готовые в любой момент открыть огонь по восставшему кораблю. На запрос пограничников о цели выхода корабля в море Саблин ответил: "Мы не изменники, идем в Кронштадт".
Найти и обезвредить
О чрезвычайной ситуации оперативно доложили в Москву. Командование Балтфлота приказало Саблину остановиться. А из военно-морской базы в Лиепае на перехват "Сторожевого" двинулась ударная группа эсминцев. Замкомандира бригады эсминцев был тогда Владимир Егоров, впоследствии командующий Балтфлотом и губернатор Калининградской области. "…Ночью 8 ноября 1975 года командира бригады капитана 2 ранга Л.С. Рассукованного (командира бригады – Ред.) и меня телефонным звонком разбудил оперативный бригады и передал приказание срочно прибыть к командиру Лиепайской военно-морской базы контр-адмиралу О.П. Шадричу, - вспоминает Владимир Григорьевич в своей книге. - Вышли на улицу в ожидании машины. Теряемся в догадках. Подъехав к штабу базы, комбриг приказал мне ехать в расположение бригады, на командный пункт корабельной ударной группы (КУГ), которой уже была объявлена боевая тревога. Сам он направился к О.П. Шадричу. Приготовление кораблей КУГ и штаба группы осуществлялось в плановом порядке, и было завершено к прибытию на командный пункт комбрига. Он показал мне написанное рукой О.П. Шадрича боевое распоряжение, заверенное печатью. КУГ под руководством комбрига приказывалось следовать в Ирбенский пролив, обнаружить БПК "Сторожевой", принять меры к его остановке. В случае неисполнения требования нанести ракетный удар на поражение корабля".
Когда ударная группа подошла к "Сторожевому", здесь уже было все кончено. Дело в том, что утром 9 ноября к восставшему кораблю с авиабазы в Тукумсе под Ригой в небо поднялись истребители-бомбардировщики. Они застали БПК, выходящим из Ирбенского пролива. Самолеты нанесли по взбунтовавшемуся кораблю несколько ударов, повредили обшивку, рулевой механизм… "Сторожевой" задымил и потерял ход. В это же время группа одумавшихся офицеров освободила капитана Потульного. Капитан двинулся на ходовой мостик, где в это время находился Саблин, и выстрелил мятежнику в ногу. После этого бунтовщика схватили, а еще через несколько минут на корабле высадилась группа захвата с подошедшей из Лиепаи эскадры. Бунт был подавлен. "Не поминайте лихом"! – было последнее обращение арестованного замполита к команде корабля.
Не реабилитировали
Во время суда Саблин продолжал утверждать, что он не изменял Родине, что он хотел дойти до Ленинграда и там обратиться к советскому руководству. Однако военных следователей удивило, что курс на Ленинград был выбран не кратчайший – через знаменитый Моондзундский пролив, - а через Ирбенский. Они заподозрили, что Саблин на самом деле хотел уйти в Швецию – до территориальных вод скандинавского государства оставалось всего около трех часов хода, в то время как до Ленинграда – 18. Замполит возражал, что гораздо лучшая возможность уйти была на Кубе (там "Сторожевой" стоял за год до ноябрьских событий) – до США кораблю было рукой подать.
Тем не менее, Валерия Саблина как изменника Родины приговорили к расстрелу. Его сообщник, матрос Шеин (он охранял запертого в рубке капитана Потульного), получил 8 лет тюрьмы. 3 августа 1976 года приговор в отношении мятежного замполита был приведен в исполнение. Родственники Саблина узнали о его смерти только в конце 1976 года… В середине 1990-х годов дело Саблина рассматривала Военная коллегия Верховного суда РФ. Реабилитирован он не был.
- Переломаны судьбы сотен людей, - говорит кандидат исторических наук, директор Калининградского областного историко-художественного музея Якимов. – У офицеров не было никакой карьеры, всех по-тихому уволили в запас. В офицерской среде отношение к Саблину не изменилось. Если бы он хотел осудить режим, мог бы сделать это публично. Именно поэтому Верховный суд Саблина и не оправдывает.
Октябрь Бар-Бирюков, напротив, видит в Саблине героя. "Саблин собирался бороться с некомпетентностью и безответственностью лиц, принимающих государственные решения, с коррупцией и непомерным восхвалением Брежнева. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Его тревожила утрата среди военных такого понятия, как офицерская честь..." - пишет он.
…В нашей области осталось мало напоминаний о тех событиях. Одно из них - дом в Балтийске на улице Ушакова, в котором некоторое время жил Валерий Саблин.
ТТХ
БПК "Сторожевой" проекта 1135 построен в 1973 году на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Длина - 123 метра, ширина - 14 м, осадка - 4,5 м. Скорость - 32 узла. Автономность: 30 суток. Вооружение: ракетный противолодочный комплекс "Метель" (4 пусковые установки); 2 зенитно-ракетных комплекса "Оса" (40 ракет); 2 76-мм двухорудийных автоматических артиллерийских установки АК-726; 2 х 4 533-мм торпедных аппарата; 2 двенадцатиствольных реактивных бомбометных установки 12 РБУ-6000; Экипаж - 190 человек.
После бунта Саблина экипаж расформирован, а корабль через Атлантику, Индийский и Тихий океаны отправлен во Владивосток. В июле 1987-го после ремонта во Владивостоке СКР передислоцировали на постоянное место службы на Камчатку.