15:50

Неслучившееся будущее

  1. Новости

Замок

В начале XVIII века появилась идея "осовременить" восточный фасад Кёнигсбергского замка. Слева на южную сторону уходил модный тогда классицистический фасад. Его спроектировал архитектор Шультхайс фон Унфрид, и в представленном проекте его оставили нетронутым. Архитекторы задумали переустроить правую часть, сильно не вмешиваясь в "тело" замка. Восьмиугольную башню Хабертурм надстраивают веселой надстройкой с барочным привкусом. Эркеры сохраняют, зато крыши справа и слева от них закрываются барочными витиеватыми фронтонами. Не удивляйтесь высокой трубе, что торчит над правым эркером: сзади надстроенный фронтон заслонял тягу, и поэтому трубу нарастили на три этажа. Проект превратился в дикую смесь стилей и неудачных инженерных решений. И так и остался нереализованным.

1.jpg
Проект реконструкции форбурга Кёнигсбергского замка. Середина XVIII века.


Филармония

Конусообразный вынесенный вверх объем-чаша предполагал стать зрительным залом, организованным по принципу амфитеатра. Материал — бетон и стекло. Главная беда бетонного строительства в том, что здания обычно получаются тяжеловесными, а сама идея филармонии – это легкость и музыкальность. Потому через идею главного объема в виде "чаши, стоящей на донышке", решалась задача придании бетонному массиву легкости. Вполне возможно, что аргумент "легкости" навел заказчиков проекта на простую мысль: "У нас ведь есть уже "легкая" кирха Святого Семейства. Почему бы ее не реставрировать вместо этого бетонного чуда? Это дешевле в несколько раз, да и акустика уже выстроена самой архитектурой здания…" Неизвестно, какие аргументы были главными, но, если бы победил этот проект, мы бы не имели прекрасного зала в бывшей кирхе Святого Семейства.

3.jpg
Калининградская филармония. Проектный институт "Гипротеатр". 1970-е гг. Нижнее озеро, сквер рядом с ВГТРК "Калининград".

Луизенваль-Спутник

В данном проекте впервые в калининградской практике была сделана попытка "упредительного проектирования". В основе проекта лежал тезис о необходимости преемственности градостроительной немецкой практики и российской. Кроме того, была испробована методика "ассоциативных ансамблей": каждый объект проекта имел имя, связанное с его функцией или образом, и вступал с соседним объектом в некую сюжетно-пространственную связь. Вместо цветочной клумбы преполагалась подземная площадь, через которую осуществлялся пешеходный транзит под проезжей частью. Проект не был реализован, но послужил основанием для "блокирования" нескольких попыток точечной застройки на данной территории.

4.jpg
Проект архитектурно-градостроительного ансамбля "Луизенваль-Спутник". Район дислокации — напротив парка "Центральный". Архитекторы: А. Архипенко, О.Васютин. 2000 г

Торговый комплекс

В данном проекте стояла задача: фрагмент железной дороги на участке от мэрии до Театрального моста заключить в тоннель, а сверху выстроить многофункциональное здание. Оно должно было соотноситься с окружающими зданиями (немецкой постройки 30-х годов) и иметь индивидуальный запоминающийся облик. И никаких "исторических" декоров. В результате проектная мастерская организовала еще одну площадь перед зданием, а само строение по своей стилистике напоминает вокзал. Сверху длинного и высокого объема рисуется "верхняя улица" — поднятый на высоту внутренний двор. Рядом зарывается в землю "стакан из-под колы" — пятиэтажный стеклянный конус, который своей формой должен смягчить "горячку" прямых углов "вокзала". Редкий сегодня случай простоты геометрий и ясности общего решения…

5.jpg
Административно-торговый комплекс по ул. Театральной. Архитектурная мастерская "4+", 2005 г. Локализация: ров железной дороги между мэрией и АтлантНИРО, слева в углу на рисунке — здание мэрии.

Башня "Кронпринц"

Вот скажите — что такое Венецианская хартия?
Вот этот проект есть Венецианская хартия. Только не в тексте, а во плоти. В 70-х годах прошлого века на всемирном съезде архитекторов в Венеции было принято принципиальное решение: современная архитектура (при сочетании со старинной) не должна "прикидываться исторической". Дабы не навод­нить мир архитектурными подделками.

На этом фоне калининградские архитекроры Хазанов и Забуга при задаче пристройки к башне-редану "Кронпринц" лестницы не делают ковано-железно-старинную лестницу, а просто приставляют к кирпичной стене чуть покосившийся параллелепипед из стекла, через которое просвечиваются фермы лестничных маршей. Проект на контрасте: башня — монолитная и глухая, а лестница — стеклянная и прозрачная.

6.jpg
Проект реконструкции башни "Кронпринц" для Государственного центра современного искусства. Архитекторы — Ю. Забуга, М. Хазанов. 2005 г.

Посетить выставку можно с 1 по 3 октября в Художественной галерее.

Журнал "Калининградские дома", октябрь 2010 г.