Решить все вопросы можно будет через страховую компанию - вызвать агента на место аварии. Такой пункт в Правилах дорожного движения должен появиться с 1 декабря этого года. Многим водителям эта норма пришлась бы кстати: в перегруженном транспортом Калининграде инспекторов иногда приходится ждать часами. Как действовать сейчас, рассказывает старший инспектор по пропаганде областного управления ГИБДД Наталья Диденко.
Стоять и не двигаться
Если водитель попал в ДТП, согласно пунктам 2.5; 2.6 Правил дорожного движения, он обязан:
1. Остановиться и не трогать с места транспортное средство, не перемещать предметы, имеющие отношение к ЧП.
2. Включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки.
3. Помочь пострадавшим, вызвать "Скорую". В экстренных ситуациях отправить пострадавших в больницу (на попутном или своем транспорте), сообщить врачам свои ФИО, номер авто, паспортные данные.
4. Если нужно самостоятельно отвезти пострадавшего в больницу: в присутствии свидетелей зафиксировать положение машины, следы и предметы ДТП (можно зарисовать на асфальте положение колес, а по возможности сфотографировать место аварии. - Ред.). После отправки пострадавшего в больницу водителю нужно вернуться к месту ДТП.
5. Сообщите об аварии в ГИБДД, запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите инспекторов.
6. Если пострадавших в аварии нет, ситуация ясна и водители договорились, они могут сами составить схему происшествия, подписать ее и отправиться на ближайший пост ДПС или в милицию для оформления происшествия (см. схему).
Куда звонить в Калининграде
Если ДТП произошло в Балтийском, Октябрьском или Центральном районах:
дежурная часть ГИБДД на ул. Черняховского, 52.
Телефоны:
302-803,
302-811,
302-802,
452-825.
В Ленинградском и Московском районах:
дежурная часть ГИБДД на ул. Маршала Борзова, 58г.
Телефоны:
302-511,
302-512.
Оформить документы на месте
При ДТП без пострадавших и серьезного материального ущерба
Без участия ГИБДД
- Зарисовать схему ДТП и самим отправиться с ней в дежурную часть.
- Водители составляют страховое извещение (бланки должны быть у каждого застрахованного автовладельца).
С участием ГИБДД
- Убедитесь, что протокол составлен верно. В нем должны быть сведения о водителях и транспортных средствах, объяснения участников и свидетелей.
- Рапорт с дополнительными сведениями, которые могут иметь непосредственное значение для выяснения обстоятельств аварии и принятия объективного решения по делу.
- Копия протокола об административной ответственности вручается водителю (предполагаемому виновнику) и потерпевшему (по его просьбе) сразу после составления документа под расписку (ст. 236 ч. 1 КоАП РФ).
- Если нарушение ПДД совершили несколько лиц, административный протокол составляется на каждого.
- Водителям выдаются справки об участии в ДТП (№ 31). Документы составляют инспекторы ДПС.
При ДТП с пострадавшими или погибшими, причинением крупного материального ущерба необходимы документы (помимо вышеуказанных):
- справка ДТП и протокол (составляет инспектор ДПС после осмотра места происшествия, опроса очевидцев, участников и пострадавших, проверки машины);
- схема ДТП (составляет инспектор);
- акт медосвидетельствования на предмет наркотического или алкогольного опьянения (составляется в присутствии свидетелей). Инспекторы вправе попросить "подышать в трубку" или направить водителей в лечебное учреждение;
- объяснение водителей, причастных к ДТП и очевидцев.
В течение 24 часов о ДТП необходимо сообщить в свою страховую компанию или вызвать агента на место аварии.
Не теряйте голову
Советует председатель Ассоциации защиты прав автомобилистов "ОСА" Георгий Румянцев:
- Самое главное - сразу после аварии не изучайте повреждения вашего авто! Запишите номера автомобилей, которые ехали за вами, узнайте данные их водителей, телефоны.
В протоколе обязательно укажите всех свидетелей ДТП: пассажиров, других автомобилистов. Если никто при аварии не присутствовал, обязательно отметьте это. Некоторые водители заранее подговаривают своих друзей свидетельствовать за них в суде. Вам стоит себя обезопасить.
- Узнайте как можно больше о другом участнике ДТП: какая у него страховая компания, на каких основаниях он управлял машиной (доверенность, собственность и т.п.).
- Главная ошибка - из-за потери самообладания или по просьбе других автомобилистов водители уезжают с места аварии. Этого делать нельзя категорически! Решающую роль в выяснении причин ДТП может сыграть любая мелочь.
- Если не осталось выбора (нужно везти раненого в больницу), сдвигайте авто, но на дороге нарисуйте, как стояла машина, где находились колеса, каким был тормозной путь. Всегда берите с собой мелок, рулетку, и, по возможности, фотоаппарат. Замерьте расстояние от машины до бордюра, дома, остановки и т.п. Если идет дождь, накройте следы торможения каким-либо материалом - тканью, целлофаном.
- Если водитель не согласен со схемой ДТП, составленной инспектором ДПС, или ее деталями, ни в коем случае нельзя ее подписывать! Вы имеете право написать: "Частично (или полностью) со схемой не согласен. Правила не нарушал". То же самое и с протоколом. Не поддавайтесь на уговоры инспектора, что все изменения в показания можно внести потом. Если схема или протокол подписаны водителем, доказать, что было совсем по-другому, будет практически невозможно. Лучше всего на бумаге дать свои объяснения аварии.
- Обязательно выставляйте аварийные знаки. Если их не будет, это можно расценить как нарушение ПДД.
- Если повреждения незначительные, не стоит обращаться в страховую компанию. Проще отремонтировать авто за свой счет. Если ремонт будет произведен за счет страховщиков, в течение трех лет вы будете платить за страховку чуть ли не в 1,5 раза больше.
Отмечайте все детали
Инспектор по дознанию городского батальона ДПС областной ГИБДД Роман Грищук:
- Самая распространенная ошибка при мелкой аварии - неправильное составление схемы ДТП. Многие водители не указывают направление движения, неверно делают привязку автомобиля (на схеме нужно начертить авто таким образом, чтобы потом поставить его на то же место, как и при ДТП).
Привязывать машину нужно по трем стационарным точкам: это могут быть здания, обочина дороги, углы домов, воображаемые линии перекрестка. А вот дорожные знаки, фонари, светофоры и прочие подобные объекты таковыми точками не являются. На схеме должно быть как можно меньше линий, чтобы ее не загромождать. Схемы можно получить в областном управлении ГИБДД на ул. Черняховского, 52, в окне № 2.
Мы спросили: Как избежать аварий?
Журналисты "СК" спросили у опытных водителей, что делать, чтобы не попасть в ДТП и не травмировать окружающих.
Владимир, водитель с 38-летнисм стажем:
- В аварию ни разу не попадал, стараюсь быть внимательным за рулем. А вот недавно друг заснул за рулем и погиб в страшном ДТП. Поэтому новичкам советую быть внимательным на дороге и ни в коем случае не переутомляться, правила нужно соблюдать.
Александр, водит машину с 74 года:
- Были мелкие ДТП, но я даже милицию не вызывал, легко отделался. А за пешеходами нужно смотреть очень внимательно, особенно на пешеходных переходах. Сейчас движение бешеное, бывает так, что людей просто не видно из-за машины в соседнем ряду, а они выскакивают на дорогу неожиданно.
Владимир Дмитриевич, водитель мотоцикла:
- У меня был очень мощный мотоцикл "Днепр", скорость на нем я развивал не маленькую! Но в аварии ни разу не попадал, хотя мотоцикл считается самым аварийным видом транспорта. Я старался по городу не ездить и не лихачить. Сейчас водители вообще охамели, по тротуару едут иногда и еще сигналят. Поэтому нужно за рулем соблюдать не только правила, но и культуру поведения.
Юрий, водительский стаж 15 лет:
- Наши водители попадают в аварии , потому что ведут себя по-хамски и гоняют, как сумасшедшие. Они думают, что если нет инспектора за ближайшим кустом, то все можно - едут по сплошной, встречной, в итоге аварии. Нужно просто уважать окружающий, и пешеходов в том числе, ведь как только мы выходим из машины, то сразу становимся пешеходами.
Наталья АНДРЕЕВА, andreeva@strana.kaliningrad.ru