21:32

Лия Ахеджакова: "Я не могу обнажаться"

  1. Новости

Продолжение интервью

Памятник челнокам

Во время разговора актриса не раз повторяла, что ей надоели сервильные роли. Зайчиков и белочек она переиграла в ТЮЗе, а во взрослом театре хотела бы подлинности, настоящей жизни.
- Было время, когда все люди вели себя как пионеры: изображали сталеваров, плотников. И я как-то сыграла секретаршу секретаря горкома партии - текст был короткий, глупый, про очередное заседание бюро. И Валентину Гафту тоже досталась роль какого-то секретаря, он тоже говорил про бюро. Помню, на генеральной репетиции он подошел ко мне и спросил:  "Лилек, как ты думаешь, если я, когда буду говорить про повестку дня, вдруг заплачу, зритель поймет, что я хочу показать, насколько мой герой несчастен в личной жизни?!". Абсурд, разве это мы жизнь играли?
Теперь ее роли самые настоящие: колдунья, которая возвращает девственность; одинокий  бухгалтер, решившая на старости лет найти мужика. 
- Еще я играю челночницу Зину. Великие люди эти челноки - я их видела в Благовещенске: идут через Амур, по пять шуб на себе тащат, сумки огромные. В свое время ведь они всю Россию одели в турецкое, китайское, женщины сразу похорошели… Думаю, какой-то скульптор должен на берегу Амура поставить памятник знаменитой полосатой сумке челноков.
Ахеджакова играет много, особенно в театре. Старается не растрачивать себя на пустые роли, но случается и ошибаться.
- Хочется играть только самое сокровенное, не работать с плохими режиссерами, не тратить время, которого не так уж много остается. Но не всегда получается, бдительность притупляется - влипнешь, и поздно - уже не отказаться.  Прилетаешь на съемки в Афины, и рада бы развернуться, но контракт подписан, на тебя рассчитывают - а потом вот стыдно даже название фильма сказать, только бы поменьше народа его увидело…
Но это не самое страшное. Больше всего Ахеджакова переживает, когда роль ей не удается.
- Не так давно было: готовили новый спектакль, где мы с Гафтом играем престарелых жениха и невесту. И никак не идет моя роль. Галина Борисовна Волчек на генеральной репетиции подходит и говорит мне тихонько: "Сделай что-нибудь до завтра, хоть лицо порежь, но чтоб чувства появились". И вот ты не спишь, места себе не находишь, скоро выход на сцену, а там полный зал…  Становится как-то все равно, равнодушие появляется и… все пошло!  Вот это настоящая мука, когда вдруг не можешь играть, как будто никогда на сцену не выходил, ни одной роли за плечами…

Московские пробки сводят с ума

О творчестве, работе, Ахеджакова говорит много и увлеченно. Охотно делится воспоминаниями, например, о том, как когда-то  одна из ее самых ярких героинь Верочка из "Служенного романа" стояла в очереди за сапогами.
- В юности я приехала в Москву из Майкопа: мне в дорогу на толкучке купили поношенное старушечье пальто с огромным дурацким воротником. В нем я в столицу и явилась. Первые три года, что училась в театральном вузе, больше всего мечтала от него избавиться. А как купила новое, тут уж на сапоги нацелилась. И стояла за ними, как Верочка, в огромной очереди!
Или о том, как много лет назад на съемках фильма Алексея Германа "20 дней без войны" она побывала в Калининграде.
- Я тогда играть ужасно стеснялась, волновалась, и, хотя у меня текста-то было пара строчек, зубрила их днем и ночью. Так что все город посмотрели, а я, кроме рва, где фильм снимали, ничего не видела. Когда картину закончили, все уехали, а я задержалась в Калининграде на денек, погуляла по улицам. Потом был скандал: оказывается, я забыла, что играю в этот день в спектакле, да еще главную роль!
Но когда речь заходит о личной жизни, Ахеджакова замыкается. О том, что в сердце, дома - ни слова.
- Думаю, есть что-то, чем я не обязана делиться ни при каких обстоятельствах. В свою личную жизнь никого не хочу впускать. Недавно вышел журнал со статьей про мужчин в моей жизни -  хамство, все сделали без меня, в фотошопе состряпали мерзкие фотографии. Ощущение, словно меня публично изнасиловали…  Это я  к тому, что надо что-то для себя оставлять, я не могу обнажаться.
Но кое-что об Ахеджаковой-человеке все же выяснить удалось. Например, то, что она ненавидит пробки.
- Они мне точно жизнь укоротили. Я очень экспрессивный водитель, истеричка. Не могу сидеть покойно: буду гудеть, орать, топать, в итоге выскачу на дорогу и начну всеми  руководить. И, знаете, помогает - стоит немного разобраться, и  можно ехать!

В мире появились новые станиславские

Лия Ахеджакова охотно посещает театральные фестивали, ходить на премьеры.
- Смотрю новые современные постановки, и поняла: в мире появились новые станиславские - совсем другие, но такие же талантливые, и не менее убедительные.
С интересом относится она и к переосмыслению классики.
- Мне не понравился иностранный фильм "Война и мир", но английские версии "Преступления и наказания", "Доктора Живаго" - шедевры. А как Питер Штайн "Три сестры" поставил? Вот он, настоящий Чехов. Ведь у нас Чехова по пять штук в каждом театре, но лучше бы не было вообще, омерзительно ставят. Национальность не имеет значения. Важно только одно: до какой степени талантлив режиссер, до какой степени любит этого автора и способен понять русскую литературу. Еще я не понимаю модной сейчас борьбы с осовремениванием. Поймите, Бомарше писал для своего времени, а теперь эти слова, одежда архаичны. А тема актуальна. Так почему бы ее не перевести на живой, понятный язык, чтобы до сердца доходило? В общем, как вы поняли, я против любых стереотипов - они сковывают.


Оксана Сазонова, фото Виктора Гусейнова