21:09

От этой фрески захватывает дух!

  1. Новости

В прошлую субботу Георгий Боос навестил Гусев, который сейчас активно благоустраивается. Губернатор был восхищен главной достопримечательностью города - фреской Отто Хайхерта в актовом зале бывшей Фридрих-шуле (ныне - Гусевский сельскохозяйственный техникум). На ее реставрацию (она восстановлена на 70%) истратили более 3 млн рублей. Губернатор пообещал, что работы по реставрации продолжатся.
Корреспонденты «СК» отправились в Гусев, чтобы посмотреть, как возвращается к жизни уникальное произведение.

Голова Ленина

В Гусевском сельхозтехникуме, который готовится к 60-летнему юбилею, нас встретили радушно. Завуч по воспитательной работе Светлана Бальсис взяла ключи и повела нас в актовый зал по лестнице, которую за два века истоптали сначала юные гумбинненцы, а затем гусевцы. Арочные своды и сумрачные коридоры здания по-прежнему готичны, а актовый зал, после того как убрали сцену, увеличился почти вдвое.
При виде фрески дыхание захватывает, никакие фотографии не передадут грандиозность изображения размерами 8x17 м!
По мнению реставраторов из Санкт-Петербурга, эта фреска заслуживает того, чтобы быть достоянием всей страны. Другие произведения Отто Хайхерта украшают Дрезден и Берлин, а у нас во время советской власти эту работу замалевали грязно-зеленой краской.
Когда реставраторы сняли верхний слой краски, они увидели... голову Ленина. И только уже под изображением вождя мирового пролетариата обнаружили фреску.
- Проводили эксперимент, - говорит завуч. - Реставраторы, забравшись на самый верх лесов, уронили несколько капель воды. Поверхность выровнена так  идеально, что капля падает все 8 метров, ни разу ни коснувшись стены!
Дубовые резные своды зала и потолок тоже придется очищать от краски. Части блоков уже возвращен первоначальный вид.

Сверкающий витраж

Как и фреска, витраж в гусевской Лютеранской кирхе был создан в 1932 г. в честь двухсотлетия переселения зальцбуржцев. Оригинал не сохранился: стекло - материал хрупкий, а ведь в здании был склад...
Стекла ярко играют на солнце, и группа немецких туристов, зашедшая в кирху, замирает в восхищении. И мы с фотокором - тоже. К сожалению, гусевские достопримечательности пока лучше известны немецким туристам, чем нашим.
- Витраж был восстановлен по имеющимся фотографиям, - рассказал директор Лютеранского центра Александр Михель. - А вот под стеклом документ эпохи: патент, которым зальцбургский архиепископ Леопольд изгнал лютеран (тоже копия). Но они нашли приют на этой земле.
«Мне новые сыновья, вам кроткая родина» - эта историческая фраза короля Фридриха-Вильгельма стала не только названием фрески, но и пророчеством для края, который не раз становился новой родиной для многих людей.

Изгнанники

Зальцбургский архиепископ Леопольд в 1731 г. приказал всем лютеранам старше 12 лет покинуть его владения. И быстро - на сборы восемь дней. Куда идти? В те годы, когда протестантов массово изгоняли из католических стран (Франции, ряда германских земель), они находили приют в Восточной Пруссии. Ее король Фридрих-Вильгельм, которого в России знают преимущественно как самодура и «короля-фельдфебеля», был очень неглупым и религиозно терпимым монархом. Когда в Европе еще жгли «ведьм», он запретил казни несчастных женщин, заявив, что юридических аргументов для таких костров недостаточно, а иные его не интересуют.
Зальцбуржцев король пригласил в Пруссию - для роста численности населения. Более того, он выделил им средства на дорогу: 4 гроша в день на мужчину, 3 - на женщину и 2 - на ребенка.
Центром зальцбургских переселенцев стал Гумбиннен, который даже хотели переименовать в Ной-Зальцбург. Король не прогадал: зальцбуржцы построили конные заводы в Тракенене и Георгенбурге, первыми в Пруссии стали сажать картофель и табак.

В тему

Неизвестно, сколько предметов искусства было уничтожено в годы «борьбы с фашистским наследием». Корреспондент СК Людмила Бухачёва вспомнила, как в молодости она с подругами шла на демонстрации с транспарантом. Краска на лице Брежнева облезла, и под ней на холсте обнаружилась старинная картина… Транспарант немедленно изъяли, и больше его никто не видел.

 

Татьяна Кигим, kigim@strana.kaliningrad.ru