Спектакли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под управлением Бориса Эйфмана прошли на прошлой неделе в драмтеатре, и оба показа собрали аншлаги. На сцене совсем немного декораций, музыка Чайковского и три главных героя - Анна, ее муж и Вронский. Что еще можно сказать об этом любовном треугольнике? Оказывается, много. И даже без слов. Герои танцуют страсть, любовь и горе, каждым жестом, каждым движением передавая больше эмоций, чем десятки страниц.
- В постановке главное место занимает даже не любовный треугольник, а внутренний мир Анны, ее переживания. Она для меня - женщина-оборотень, в которой живут три человека: светская львица, жена и мать и женщина, готовая покориться страсти и броситься в нее с головой. Иначе вижу я и Каренина - не как отрицательного персонажа, презирающего жену, а как глубоко несчастного героя, который так и не смог понять, из-за чего разрушилась его семья, - рассказал руководитель балета Борис Эйфман. На наш вопрос, как ему, мужчине, удалось так хорошо прочувствовать душу представительницы слабой половины человечества, режиссер ответил: «Просто я ненадолго сам стал Анной!» А еще Эйфман становился и Вронским, и Карениным - все, что придумывает хореограф, он сначала показывает актерам сам, танцует весь «текст».
Спектакль «Анна Каренина» был номинирован на премию «Золотая маска», а исполнительница главной роли Мария Абашова получила приз за лучшую женскую роль в балете
Волновал зрителей и вопрос, как же будет выглядеть финальная сцена, где Анна бросается под поезд. Просто и до дрожи пронзительно: на сцене два гигантских колеса, составленные из артистов кордебалета, которые словно протирают сквозь себя Анну. Удивительно красивые визуальные образы, пластика и еще - игра света, от которой мурашки по коже. Все актеры высокие (девушки в труппе в среднем ростом 173-175 см, а рост парней доходит почти до двух метров). Стройные, хрупкие, они настолько хорошо владеют своим телом, что каждое движение завораживает. Постановки Эйфмана - не балет в классическом его понимании, несмотря на репертуар, в котором за тридцать лет существования театра были «Дон Жуан и Мольер», «Мастер и Маргарита», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Понимают ли их зрители? - Наши спектакли хорошо приняли и в России, и в Америке, и в Европе, потому что они воспринимаются сердцем, на эмоциональном уровне. Это не классика, это новый балет, но без лишнего мудрствования. Честно признаюсь, хотя я и профессионал, многие современные постановки не понимаю. Знаете, есть балет, а есть эксперимент, - поделился своими мыслями с «СК» знаменитый хореограф. По мнению мастера, эксперименты на широкую публику выносить не стоит, чтобы потом их случайно не стали называть современным балетом и путать с настоящим искусством.
Оксана Сазонова, фото Юлии Алексеевой