17:12

«Из варяг в греки» - через Калининград!

  1. Новости

Викинги строили корабли по уникальной технологии, не случайно их называли «владыками морей». Задолго до Колумба они достигли Северной Америки. Музей Мирового океана мечтает создать корабль по древнескандинавским технологиям. Поселение викингов найдено у самого основания Куршской косы, где  сейчас ведутся археологические раскопки.

«Дубовый» вопрос

Шведская сторона финансирует проект, а задача Музея Мирового океана - найти дерево.
- Это не так просто, как кажется, - объяснил старший научный сотрудник Музея Мирового океана Николай Париков. - Корабли викингов создавались из дуба, причем дереву должно было быть не меньше двухсот лет. Доски для своих кораблей викинги использовали не прямые, а клиновидные. Для этого ствол распиливался радиально (см. схему), а значит, дерево было очень толстым. Викинги раскалывали бревно по радиусам, примерно так, как вырезают ломтики из торта. Такие доски обладают особой прочностью при большой легкости.
В эпоху викингов Скандинавия была богата дубами, но на корабли требовалось много материала. В результате за века кораблестроения лесам нанесли такой ущерб, что когда в 1893 году сооружалась копия древнего корабля, было трудно найти в Норвегии  дуб, чтобы сделать блок для мачты. Бревно для киля пришлось везти из Канады! Корабли викингов были  абсолютно разными. Три наиболее известных и лучше всего сохранившихся откопали в норвежских курганах, которые лежат вокруг Осло-фьорда, - Гокстаде, Усеберге и Туне. Пять других больших судов более позднего периода были подняты в 1962 году со дна Роскильде-фьорда в Дании. Корабль из Гокстада - самый типичный для IX века (см. рис. сверху). Он был обнаружен в 1880 году в кургане, в толстом слое голубой глины, которая сохранила резьбу по дереву. На кораблях находили палатки, кожаные спальные мешки, кухонную посуду, в которой готовили на берегу: железные и бронзовые котлы с цепями и крюками для подвешивания, ложки, ножи, топорики, деревянные миски, бочки и тарелки, доски для рубки мяса, ручную мельницу для зерна и даже подсвечники. Возможно, во время долгих путешествий могли готовить и на море, используя большой ящик с песком, чтобы безопасно развести огонь.

На древних кораблях викингов над рядом уключин находилась перекладина, с которой свисали щиты, - по 32 с каждой внешней стороны. Каждый щит отчасти перекрывал соседний, чтобы не было зазоров для стрел противника: ведь за щитами сидели гребцы. Щиты раскрашивали в яркие цвета, например,   желтые и черные. Саги рассказывают, что щиты выставляли напоказ, когда корабль находился в гавани или готовился к атаке, но в открытом море убирали, чтобы их не смыло волной.

Все вручную

На носу кораблей обычно вырезали звериные мордыНаш музей построит небольшое судно длиной в 10-11 метров. Это 8-10 весел на такое же количество гребцов. Работы начнутся весной следующего года. Потребуется два сухих сезона (с апреля по октябрь). Все будут делать вручную, по древнейшим технологиям и теми же инструментами, какие найдены при раскопках - топором, долотом, стамеской… Паруса должны быть домоткаными, из шерсти или полотна.
Работать будут 2-3 шведских специалиста и наши энтузиасты. Помощь окажет крупнейший шведский специалист  по вопросам кораблестроения Гунила Ларссон, автор исследования «Корабли и общество».
- Может, будете катать туристов по Преголе?
- Это вряд ли, - улыбается Николай Париков. - На такой корабль мотор не поставишь, викинги-то гребли вручную. И мы тоже пойдем «из варяг в греки» на веслах.

Корабль из Гокстада

Длина - около 23 метров. Киль сделан из одного куска дуба. От него поднимаются элегантные крутые изгибы носа и кормы. 16 поясов обшивки образуют корпус. Наибольшая ширина его 5,25 метра, а глубина в середине корабля - около 2 метров; осадка - чуть меньше метра. Все пазы и стыки заделаны шнурами, слабо сплетенными из щетины и шерсти.

  • На мачте крепился парус - в кургане нашли груду беловатой шерстяной материи с красными полосами и фрагменты конопляного каната.
  • У корабля из Гокстада не было фиксированной палубы. Сосновые половицы свободно лежали на поперечных балках, будучи ничем не закреплены. Приподняв их в любом месте, легко было вычерпывать трюмную воду специальными ковшами или вынимать из-под досок вещи.
  • Весла, очень легкие, были изготовлены из сосны. Длина их различна - от 5 до 6 метров, чтобы все они могли одновременно ударять по воде, несмотря на крутой изгиб корпуса корабля. 
  • По каждому борту корабля располагались 16 уключин.
  • Под ватерлинией обшивка корабля была не прибита, а прикреплена к каркасу обвязкой из корней ели, пропущенной через отверстия в клиньях. Благодаря этой технологии судно шло по бурному морю на высокой скорости.

Доказано

Мореходность кораблей викингов была доказана в 1893 году, когда капитан Магнус Андерсен на точной копии корабля из Гокстада пересек Атлантику. Он вышел из Норвегии 30 апреля и достиг Ньюфаундленда 27 мая, пережив множество штормов без всяких повреждений. Максимальная скорость под парусом была 10 или 11 узлов. Капитан был в восторге от того, с какой гибкостью деревянный корпус встречал нагрузки во время плавания по океану. Именно легкость корабля позволяла проделать путь «из варяг в греки»: между реками корабль перетаскивали по земле. Шведские энтузиасты проделали этот путь, и, по их рассказам, шесть человек легко перемещали корабль.

Подготовила Татьяна КИГИМ, kigim@strana.kaliningrad.ru, фото Александра МАТВЕЕВА