Возглавляет отдел по координации поисковой работы в нашей области Авенир Овсянов, полковник в отставке, автор семи книг по истории края: «В казематах королевского форта», «В лабиринтах шахты Анна», «Бальга» и др.
«Джентльменский набор» шпиона
- Вот одна из интересных недавних находок - набор, который должен был иметь уважающий себя немецкий шпион времен Второй мировой: миниатюрный фотоаппарат, бинокль, компас, шприц для экстренных инъекций, ключ для передачи сообщений азбукой Морзе, часы, циркуль, зажигалка, - рассказывает Овсянов. - Все это завернул в рогожу и спрятал вражеский разведчик при отступлении немецких частей. Судьба владельца неизвестна.
Каждый такой экспонат - результат долгого кропотливого труда поисковиков. Это только в фильмах у героя есть подробная карта, где крестиком отмечены клады. В жизни, дай бог, если хоть одна из сотен версий окажется правдоподобной. Например, множество людей предполагают, где может быть зарыта Янтарная комната и другие ценности, - пишут в Госдуму, президенту, губернатору… Все эти сообщения переправляются в отдел Авенира Петровича, и он вступает в переписку с авторами версий, в первую очередь интересуясь: почему человек уверен, что в этом месте спрятаны ценности? На этом этапе отсеивается большинство гипотез: область раньше была закрытой, окутана тайной, вышло много повестей типа «Тайна Янтарной комнаты», «Секретный фарватер» и др. Начитавшись литературы, граждане делают самые невероятные предположения, увы, обычно несостоятельные.
Но бывают и интересные заявления, которые стоит проверить. В последние годы появились всевозможные «ясновидящие», якобы знаю-щие точно, где находятся тайники. Им также нужно рассказать о правилах поиска.
Тупики и надежды
Две недели назад к Овсянову пришел гражданин Германии, принес диск с записью воспоминаний, сделанных перед смертью его матерью.
В 1944-1945 гг. фрау Н., тогда еще юная фрейлейн, жила на углу Бранденбурген-штрассе (ныне пересечение улиц Киевской и Павлика Морозова).
- В войну мы укрывались от налетов в огромном бомбоубежище под зданием варьете, - рассказала жительница старого Кёнигсберга сыну. - Как-то в начале сорок пятого во время бомбежки, как обычно, бросились туда, но нас не пустили. Вокруг стоял караул, в подвал вносили ящики. После бомбежки от здания остались руины…
После заявления гостя Авенир Овсянов вычислил место, где располагалось варьете, - сейчас там один из дворов на ул. Киевской. Как проверить, есть там что-то или нет? У отдела нет дорогой техники, но нашлась в городе организация, которая безвозмездно выделила специалиста и георадар. Прибор определил, что под двором действительно находится большой подвал, и показал наличие двух аномалий: в центре и у входа, возможно, находятся крупные предметы.
Овсянов стал искать старожилов в соседних домах. Нашлись три старушки, живущие здесь с сороковых годов. Говорят, здесь был подвал... Неужели удача? Но старожилы разочаровали: «К подвалу часто подъезжали наши военные грузовики, что-то увозили. Потом наши мужчины спускались, свинчивали кабели, трубы». Что же за предметы находятся в подвале сейчас? Жильцы рассказали, что это мусор, который сложили в центре и у входа перед тем, как забить подвал…
В общем, история до боли напоминает «Двенадцать стульев»: воспоминания старой женщины имели под собой основу, но «бриллианты», если они и были, давно найдены. Получается, работа проделана зря? Конечно, нет - приходится перелопатить горы пустой породы, чтобы найти золотую жилу. Именно так, среди множества «пустышек» и тупиковых версий, одна привела к крупнейшей находке - секретному архиву вермахта.
«Nur fur den Dienstgebrauch»: совершенно секретно
Шесть лет назад в кабинет Овсянова зашли два немца под девяносто, с клюшечками… Но говорили бодро и уверенно. В годы войны они служили младшими офицерами в тыловом управлении вермахта. После взятия Хайлигенбайля (ныне Мамоново) советские войска расчленили боевые порядки и тылы вермахта. Первые ушли на Бальгу, а вторых прижали к заливу. Видя бесперспективность сопротивления, тыловики решили сдаться, но предварительно захоронили сейфы, архивы и материальные ценности.
Указанный район оказался в режимной зоне государственной границы. После оформления всевозможных допусков, пропусков, инструктажей поисковики приступили к работе под бдительным контролем пограничников и ФСБ.
Постепенно стали попадаться вещи, имеющие прямое отношение к штабу: штабной приколыш к палатке (солдат-
ским палаткам полагались простые штыри), пустые жетоны - для пополнения, командирская линейка, столовые приборы офицеров… Значит, раскопки ведутся уже в районе штаба. И действительно, вскоре нашли папки с бумагами.
Директивы вермахта
«Только для внутреннего пользования»: «Nur fur den Dienstgebrauch» - стоит гриф на этих листах. На многих написано «Fuhrevbefehle» - это директивы верховного командования вермахта.
Главным вопросом стала проблема сохранности находок. Как не погубить бумагу, которая больше полувека пролежала в земле? Счет шел на часы. Документы срочно перевезли в Москву, где в лаборатории Главного архивного управления их отреставрировали. Боль-шинство остались в фондах Центрального архива, где с ними работают историки. 25 фрагментов вернули в Калининград.
Сам Рихард фон Мюллер, командующий 4-й армией вермахта, кончил плохо. Его части потерпели поражение на Бальге, генералу удалось бежать , он попал в плен к англичанам. Те передали Мюллера грекам, которые точили на него зуб за преступления, совершенные во время оккупации. В Греции он и был повешен.
О найденном архиве Центральное телевидение Германии сняло фильм. Немцы, предо-ставившие данные, просили сохранить их имена в тайне. Но не прекращаются вкрадчивые попытки узнать у Овсянова, кто же эти люди. Возможно, кому-то не по вкусу раскрытие тайн Второй мировой?
Татьяна Кигим, kigim@strana.kaliningrad.ru,
фото Александра Матвеева