Странно глядеть на обнаженные модели начала прошлого века: этих женщин давно уже нет, остались только на фотографиях - кокетливые и стыдливые, в наивном сатиновом неглиже, в купальниках немного смешных для нас форм. Их запечатлел Александр Гринберг, сохранил Фонд Союза фотохудожников России, теперь их могут увидеть и калининградцы.
Самые поразительные работы Гринберга: фотографии королевы русского немого кино Веры Холодной. Этой женщине жизнь отпустила только 26 лет - странно сознавать, что экран с кадрами старой кинопленки и фотографии - все, что осталось от актрисы. Даже кладбище, где она похоронена, в 1931 году превратили в парк. Сестра покойной Софья как-то вспоминала, что уже после смерти Веры при взгляде на черно-белые кадры, запечатлевшие ее колдовские глаза, даже близких пробирал холодок ужаса: была ли она реальной женщиной или существовала только на экране?
Она снималась всего четыре года, но ее почитают до сих пор. Исследователи немого кино до сих пор не объяснили и вряд ли когда объяснят, какую магию пускала в ход звезда, если люди не только выстаивали огромные очереди в кассы за билетами, но и в экстазе громили кинотеатры? В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» разбили все окна, двери сорвали с петель, для того чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун.
В Художественной галерее меня поразил подросток, который пришел с мамой на выставку Гринберга. Он безучастно смотрел на черно-белые фотографии и остановился лишь у одной. «Кто эта женщина?» - дернул он мать за рукав, указывая на Веру Холодную. Он никогда не видел ее на экране, но сразу выделил среди десятков лиц…
Как удалось художнику передать волшебную силу взгляда актрисы? Этого мы, конечно, никогда не узнаем. Мы можем только говорить, с помощью каких методов фотографического искусства Гринберг создавал свои произведения. Среди различных стилистических направлений, распространенных в российском фотоискусстве начала ХХ века, особой популярностью пользовалась пикториальная фотография с ориентацией на живописные каноны. Этот метод был удивительно созвучен атмосфере Серебряного века и мистическим умонастроениям, характерным для России на рубеже веков. И фотографии, действительно, окутывает какая-то мистическая аура…
Попытка передать красоту и движение привела Гринберга в тюрьму. В 1935 году он был репрессирован и сослан в сталинские лагеря под предлогом «за распространение порнографии». Именно так было расценено его участие в выставке «Мастера российской фотографии» (1935 г.), где Гринберг выставил свои этюды обнаженной натуры.
В 1939 году фотохудожник был досрочно освобожден за ударный труд на стройках БАМлага. Он прожил долгую плодотворную жизнь: работал фотографом в музее бывшей Троице-Сергиевой лавры, преподавал на курсах, продолжал снимать и экспериментировать.
Татьяна Кигим, фото Александра Матвеева