В районе мыса Таран (п. Донское) на глубине около 40 метров обнаружено неизвестное возвышение. Возможно, что это ПТС-0212 - семьи погибших рыбаков очень на это надеются.
- Я 36 лет прожила с мужем, - говорит Нина Ефимова - вдова старшего механика пропавшего траулера, Евгения. - И хочу похоронить своего мужа, как положено, - в земле.
В последний раз затонувший ПТС видели 11 декабря в десяти милях от мыса, после чего судно исчезло с экранов радаров (см. «СК» № 51).
- Нашли какие-то обломки, но ПТС ли это, разобраться сложно, - сказал гендиректор ООО «Балтрыбкомп» Андрей Лаврентьев корреспондентам «СК» по телефону. - Хотите получить более подробную информацию - приезжайте в Санкт-Петербург, в офис компании.
Гвоздики на воде
На прошлой неделе семьи погибших рыбаков ездили на мыс Таран прощаться со своими родными - бросить в море гвоздики.
- Женя как будто чувствовал, что последний раз уходит в море, - говорит Нина Ефимова. - Накануне рейса даже заглянул в дом, где жил в детстве.
Есть много версий причин гибели траулера. Одна из них - судно было в аварийном состоянии.
- Муж никогда не жаловался на это, - говорит вдова Ефимова. - Скорее всего, виноват шторм или кто-то протаранил траулер. И погода была на редкость отвратительной. Удивляюсь, как портнадзор вообще их выпустил в море.
- Идет следствие, - уточнил прокурор Балтийской транспортной прокуратуры Андрей Зубрик. - Рассматривается много версий, в том числе и эти. Но то, что нашли судно, утверждать рано.
Кабала
Тела капитана Николая Казакова и тралмастера Анатолия Родионова нашли в Литве на берегу Куршской косы. Их похоронили перед самым новым годом. Еще четверо погибших членов экипажа - старший механик Евгений Ефимов, матрос Дмитрий Федорович, помощник механика Антон Пивнев, помощник механика Сергей Хвостов все еще остаются на дне моря. Кто будет их доставать?
- У меня нет сведений, что судно нашли, - прокомментировал начальник управления МЧС по Калининградской области Юрий Чинчуков. - Но в любом случае, решение, поднимать траулер или нет, принимает судовладелец, то есть ООО «Балтрыбкомп». Мы, в свою очередь, можем лишь помочь ему водолазами.
Сам судовладелец говорить на эту тему не хочет. Вдовы погибших рыбаков с такой позицией не согласны и собираются писать министру МЧС Сергею Шойгу, чтобы подняли затонувший траулер и вернули тела мужей. Но вряд ли их надежды сбудутся: моряков хоронит море.
«Балтрыбкомп» выплатит семьям погибших страховку - 20 тысяч рублей, плюс пять тысяч похоронных - во столько оценили жизнь человека. Случись такое за границей, семьи рыбаков были бы обеспечены по гроб жизни.
- Это наша общая беда: 70 процентов судов в области изношены, условия работы рыбаков кабальные, - говорит председатель обкома профсоюзов рыболовного хозяйства Михаил Синельник. - И все это на руку новоявленным судовладельцам, которые выжимают из людей все. За 60 лет в Калининградской области погибло около 150 рыбаков. Но чтобы под воду ушло целое судно…
Поэтому мы и говорим рыбакам - вступайте в профсоюз, составляйте коллективные договоры с работодателями. Такой документ имеет большую силу, чем индивидуальный договор, и в случае несчастья семьям действительно выплачивают большие компенсации по потере кормильца, а не просто какую-то страховку.
Судьба-злодейка
Многие помнят: в феврале этого года в Балтийском море затонул МРТК-0706. Дрейфующих на плотике семерых рыбаков подобрал другой рыболовецкий траулер. Среди спасшихся был тралмастер Анатолий Родионов. Тогда ему удалось спастись, но, видимо, от судьбы не уйти. 51-летний мужчина устроился на ПТС-0212, и Балтика все равно его забрала.
Татьяна Константинова, фото автора