Спектакли знаменитого театра гастролируют редко. Много актеров, декораций, костюмов - перевезти такую постановку сложно. Так что спектакль «Tout paye, или Все оплачено», легкая французская пьеса 40-х годов, адаптированная под соременность и русскую душу, стал событием фестиваля. Нам удалось пообщаться с одним из исполнителей главных ролей - Олегом Янковским.
Тот самый…
Пускай с морщинами и уставшими глазами, он по-прежнему остается тем самым Мюнхгаузеном. Неважно, где ты с ним общаешься. Возникает умиротворенное ощущение, будто сидишь около камина в тихий зимний вечер. В модном хлопковом пиджаке с рваными краями, замотанный в уютный шарф, он задумывается над каждым вопросом и курит трубку (любимый голландский табак). Иногда шутит, но чаще отвечает серьезно, как будто задумывался об этом не раз.
В Калининграде Олег Иванович уже бывал - много лет назад здесь снимали несколько сцен фильма «Щит и меч». Впечатлений от города осталось мало, разве что ощущение разрухи. Сегодня, по словам актера, выглядит он уютнее. Но город - это для завязки разговора, главная тема беседы, конечно же, театр и кино, которым Янковский посвятил жизнь.
Актером Олег Иванович стал случайно. Опоздал на экзамены в театральное училище и с удивлением узнал, что зачислен. Он был настолько ошарашен, что даже пытался разобраться в ошибке. Позже выяснилось, что в училище поступил его брат Николай, но промолчал и уступил свое место.
Была в судьбе Янковского еще одна случайность, которая сделала его известным и привела в столицу. Во время гастролей саратовского театра во Львове в одном из ресторанов Олега Ивановича заметила съемочная группа фильма «Щит и меч». Они как раз искали актера на роль Генриха Шварцкопфа, а Янковский по внешности подходил как нельзя лучше.
На счету Янковского много ролей в кино и театре. Он актер с именем и принципами.
- Олег Иванович, вы никогда не участвуете в антрепризах, не снимаетесь в сериалах...
- Не хочу, чтобы было стыдно. Антреприза возникла из-за желания сделать именно эту пьесу с конкретными актерами и режиссером. У нас она превратилась в уродство, способ для зарабатывания денег. Дешевые костюмы, плохонькие пьесы и, что еще хуже, плохая игра. Но ситуация меняется - зритель пресытился. С сериалами та же история - в большинстве своем это бездушная штамповка. Я снимался в двух телевизионных проектах - «Анна Каренина» и «Доктор Живаго», но они сделаны по хорошему материалу и законам большого кино.
- За весь свой творческий путь вы ни разу не сменили театр.
- Их в жизни было два - саратовский и «Ленком». А зачем менять? Привыкаешь к эстетике, языку, у нас свой мир и прекрасный коллектив.
- Раз вспомнили о труппе, скажите - актеры поддерживают отношения с Караченцовым?
- Сам часто его навещаю. Сейчас Николай чувствует себя лучше, но остается проблема с речью, и неизвестно, восстановится ли она когда-нибудь. Но давайте не будем о грустном…
- Тогда о кино. Вы снялись в потрясающих добрых фильмах, а сейчас на экране - одни боевики. Сказка сегодня не нужна?
- Я одно время руководил «Кинотавром», смотрел все новинки - в них преобладает форма, но нет сути, боли. От ощущения нехватки сказки я снял рождественскую историю «Приходи на меня посмотреть». Сейчас у меня лежит пять сценариев, и что удивительно - даже уважаемые мною авторы, романисты поддались общему влиянию и стали писать кассовые сценарии. Нет ничего плохого в том, чтобы завлекать публику, но ведь кроме картинки надо и мысли какие-то давать, чувства. Вот и мой сын снял «Меченосца»…
- Не понравился фильм?
- Считаю, что его занесло. Начинал ведь - «В движении», «Статский советник». Но все не так плохо. Я расцениваю это как болезнь роста. Начало века - время экспериментов. Что-нибудь толковое обязательно получится, но себя я в новом театре или кино уже не вижу.
- Что сейчас в жизни главное?
- Семья. В нашей профессии можно выложиться, только когда тыл есть, покой в доме.
Что ждет фестиваль?
На этой неделе завершается фестиваль, и, к счастью, вопрос о его будущем уже решен - «Балтийские сезоны» в следующем году будут. Правда, сроки проведения перенесут на июль-август, но на качестве и объеме программы, по словам художественного руководителя и генерального продюсера фестиваля Давида Смелянского, это не скажется. Возможно, в фестиваль войдет и осенняя программа студенческих театров (согласие на участие уже дали Гитис и школа-студия МХАТ).
Оксана Сазонова, фото Юлии Алексеевой