20:58

Крестный отец калининградского органа

  1. Новости

 

О вечном…

 

Несмотря на то, что на фестивале собирается много талантливых и интересных музыкантов, этого человека слушатели всегда ждут с особым нетерпением. Гарри Яковлевичу уже за семьдесят, но он по-прежнему активно гастролирует, выкладывается на сцене полностью и вот уже пятьдесят лет «служит» Баху, исполняя его произведения. Как ему это удается?

- Никаких секретов. Безусловно, с возрастом не становится легче, но я буду жить до тех пор, пока мое искусство нужно людям. Это мой стержень.

- Орган стал вашей визитной карточкой, так было всегда?

- Первые звуки органа я  услышал семилетним мальчишкой в церкве в Ниде.  И был ошеломлен, потрясен. Огромный мощный инструмент издавал  ни на что непохожие звуки. Лишь позже я узнал, что тот инструмент был маленьким и плохеньким. Первое впечатление было настолько сильным, что через годы, уже после войны, я  вернулся к идее научиться играть на органе.

- Вы исполняете произведения Баха вот уже 50 лет. Быть может, вопрос покажется странным, но вы никогда не мечтали встретиться с великим маэстро?

- Конечно, я часто мечтал и мечтаю об этой встрече, но думаю, если бы она все же состоялась, я бы сильно смутился, был взволнован, и вряд ли смог бы с ним заговорить.

 - Наверняка у вас множество нот с его работами.

-  Угадали – я собрал уникальную нотную библиотеку, равной которой нет. Например, у меня есть экземпляр тома Баха, по которому играл Петр Ильич Чайковский – остались его пометки на полях. Мне эти ноты поджарил инженер-металлург из Каменско-Уральска, ему сейчас уже 100 лет. Когда-то в молодости он спас эти листы из разрушенной церкви.

- Вы много концертируете, а для власти играть приходиться? Знаю, что когда-то вы выступали на закрытых концертах для Политбюро.

- И это приходилось делать часто – именно приходилось, потому что денег за такие концерты не платили, подразумевалось, что мне оказана большая честь. На самом деле члены Политбюро не были меломанами, а вызывали меня, что называется,  для экзотики. Сейчас тоже играю, в том числе, и на мероприятиях где присутствует президент. Но чувства другие: почтение, уважение и удовольствие от выступлений.

- Фестиваль «Бахослужение» проходит в этом году в 6-й раз. На ваш взгляд, не ослабевает ли к нему интерес с годами?

- Программа всегда разная, так что интерес угаснуть не  может. Тем более у вас такой потрясающий орган, что его можно слушать вечно. Я считаю себя крестным отцом этого инструмента – был консультантом при установке, сыграл на нем первый концерт. И могу сказать, что со временем его звучание не ухудшается, а напротив, приобретает глубину. А вообще у меня таких «детей» по стране около 70.

 

… и о личном

Жена Гродберга Наталья Владимировна всегда рядом с мужем  и на концертах, и на интервью. Говорят, что увидеть их поодиночке – большая редкость. Он ласково называет ее «моя курочка», а она смущенно опускает глаза и застенчиво улыбается. Она вообще много делает ради него – на нашей встрече я заметила на Наталье Владимировне красивый гарнитур из янтаря. Оказалось, этот камень очень любит Гарри Яковлевич, и она надела его специально ради мужа.

- Мы вместе уже 46 лет и никогда не расстаемся – даже в магазины ходим вдвоем. Как выдерживаем? Объяснение одно – любовь. Хотя… залог нашего счастья еще и в том, что я люблю покушать, а жена прекрасно готовит! Сам редко готовлю, хоть и есть пара коронных блюд. Чаще выступаю художественным руководителем – советую, что добавить!

 

Оксана Сазонова, фото Александра Матвеева