15:49

Чужой против Хищника

  1. Новости

Олег Грознецкий:
- Владимир Вилевич, по-вашему мнению, региональное телевидение может быть близким к федеральному уровню?

Владимир Пирогов:
- Это вопрос качества продукта. А оно основывается на технической, творческой, я бы даже сказал, на персональной реализации. Здесь существует следующее состояние. Региональные программы делают региональные журналисты, у зрителей вырабатывается желание видеть продукт знакомого человека. И по уровню удовлетворения зрителя этим продуктом, региональное телевидение может достигать такого же уровня, как и федеральное. Форматы, в которых работают федеральные каналы на несколько порядков выше региональных по зрелищности, качеству картинки, по объёму инвестиций и не только в технику, но и в подготовку людей. Наши школы стоят на разных уровнях. Я не скрою, что дружба «Каскада» с сетевым партнером подразумевает определенные корпоративные договоренности, в частности, правило, что они не забирают талантливых журналистов из «Каскада». На федеральных каналах, как вы знаете, не так много москвичей. Это потому, что мэтры с федерального телевидения находят их в регионах.

«Свежая кровь»

Олег Грознецкий:
- Я по образованию инженер, мне хочется говорить о практических вещах. Я сторонник простых формулировок, которые просчитывают математически, как сопромат. Когда на «Каскаде» появился Пирогов, все понимали, что канал стагнирует, ждали нового рывка… Я хочу у себя в регионе видеть качественное телевидение. Заметьте, у нас ритейлеры одни из лучших в стране, сфера услуг, строительство – тоже ушли вперёд. А телевидение, наоборот, почти ничего качественно нового не показывает. Пирогов сдвинул ситуацию, перемены, позитивная тенденция, конечно, есть, но их вектор направлен не в ту сторону. Я могу это доказать математически. Наблюдается провал менеджмента среднего уровня. Давайте опять сравним с федеральными каналами. Телекамеры одинаковые, но это не критерий. Есть вещи, в которые не нужно инвестировать деньги. Например, построение кадра. Есть простые правила, каждое из которых можно сформулировать одним предложением. Их можно распечатать, повесить в операторской и соблюдать. Например, когда камера находится в режиме записи, нельзя пользоваться трансфокатором (объективом с переменным фокусным расстоянием, позволяющим получать изображения различного масштаба при неизменном расстоянии до объекта съёмки). «Каскад» им пользуется! Видимо, изобрёл новую технологию. На съёмки приезжает оператор и корреспондент в одном лице, у которого движется всё – и голова, и камера. Что в итоге получается? Пример того, как не надо делать репортажи. Вспоминается выпуск в день федеральных выборов... Для меня каждый сюжет – сдача профессионального экзамена. Потому что всё время приходят молодые ребята, закончившие филологический факультет, готовые порвать любого аксакала. Для них не существует незыблемых имен. У меня есть ощущение, что на «Каскаде» очень слабо подготовлены кадры. Вы говорите: мы хотим перемен. Классно! И тут же добавляете: ребята, у кого есть идеи, кто хочет работать на телевидении, приходите к нам. В этом заложена принципиальная ошибка. Современное телевидение – это сложный узел технических, экономических, художественных коммуникаций. С таким же успехом авиакомпания может предложить желающим порулить «Боингом», а Игорь Вайсбейн (главный хирург области. – Ред.) предложит кому-то потренироваться по удалению аппендицита больному. На «Каскаде» есть люди, которым по психофизиологическим признакам нельзя работать в прямом эфире. Ведь нам с вами не придёт в голову заниматься балетом!

Владимир Пирогов:
- Я не чувствую себя профессиональным телепроизводителем, я учусь. Узнал одну истину – сколько журналистов существует, столько и мнений. Встреча с тобой полтора года назад заставила меня погрузиться в вопрос качества. До этого я наблюдал за каналом с позиции собственника, для которого важно было сохранить процесс, по крайней мере, не в худшем положении, в котором он был, но безо всякого вмешательства в оперативную деятельность. Наш разговор заставил меня посмотреть на это по-другому. Я более пристально стал относиться к тому, какие продукты выпускает Первый канал, и могу сказать, что и у них есть технические срывы, накладки.

Школа, которая существовала на «Каскаде», требовала не только инвестирования в обучение, но и приглашения авторитетных профессионалов. Задача собственника – вкладывать в людей для того, чтобы телевидение росло. Мы начали вкладывать. Правда, разбег достаточно небольшой, и, к сожалению не все собственники реально понимают, что без инвестиций нет будущего у телевидения. Я уже не говорю о жёсткой конкуренции. Новые люди всегда конкурируют со старожилами. Найти гармоничный переход сложно. Эти два года на «Каскаде» были временем перемен, мы пытались оставить всё лучшее и попытаться сконцентрировать коллективную творческую энергию. Может быть, это путь утопичный, но было желание выстроить некую коллективную модель продвижения компании, потому что в своё время она именно так и зарождалась. Мы пытались найти золотую середину. Проект «Ты телезвезда» - своего рода провокация, чтобы привлечь в компанию неравнодушных молодых людей, которые хотели бы работать на телевидении.

Олег Грознецкий:
- Мне кажется, это была принципиальная ошибка.

Владимир Пирогов:
- Любой компании нужна свежая кровь. Иногда достаточно новой внешности, поведения, энергетики.

Олег Грознецкий:
- Вам надо почаще смотреть «Каскад». Вернусь ко дню выборов. Начинается ваш выпуск, ведущий говорит «Здравствуйте» и рассказывает о встрече Бооса с министром транспорта и о подписании соглашения о судоходстве. Я сползаю со стула, потому что на других каналах все новости начинаются с выборов. Есть принцип суперпозиции в новостях - более значимое событие вытесняет менее значимое. Есть новая концепция, которая предусматривает меньше официоза, в частности, так работает Пятый канал - рассказывает о событии через человека. Правильная концепция, и, наверное, если бы я реформировал телевидение, я бы делал его именно так. Но вы предлагаете сюжет с говорящими головами, сюжет, который не имеет права на существование по определению, потому что если говорится о судоходстве, нужно показывать судоходство. И в день выборов этот сюжет выходит первым! Дальше ведущий говорит совсем смешную фразу: «А теперь о главном». Я хочу спросить: а что раньше мешало сказать о главном?! И дальше сюжет про выборы, сделанный абсолютно скучно. Здесь же не нужны инвестиции! Нужно просто главное событие поставить вперёд, а второстепенное назад. Для этого достаточно внятного менеджмента. И ещё. Лунева (председатель городского избиркома. – Ред.) во время интервью посадили так, что он оказался ниже ведущей. Это же технический приём, который человека ставит в унизительное положение. У вас что, со стульями проблема?

Владимир Пирогов:
- Это человеческий фактор. Мне понадобилось время, чтобы понять, что существует проблема операторов. Эти люди, как ни странно, держались особняком от журналистского корпуса и редакции. Поэтому на психологическую совместимость оператора и журналиста, на идеальную картинку рассчитывать не приходилось. Кроме того, журналисты постоянно были недовольны техниками. Приведу убийственный пример – скол в одном и том же месте на нескольких камерах показал, что операторы, заходя в лифт, постоянно стукали ими о батарею.

Олег Грознецкий:
- На ГТРК есть оператор Игорь Фоминов. Он один, выражаясь криминальным языком, «держит операторов». Точно такая же история могла бы быть и с журналистами. Решить проблемы вашего канала можно, пригласив несколько хороших менеджеров.

Владимир Пирогов:
- А кого именно?

Олег Грознецкий:
Я даже не знаю, кто в вашей компании руководит службой информации: я его просто не могу идентифицировать.

Владимир Пирогов:
- Что касается профессиональных менеджеров, у нас был печальный опыт. Я привлекал в компанию двух москвичей с неплохой биографией. У них не получилось. И всё из-за человеческого фактора: эта категория людей привыкла работать в определённых условиях, с определённым контингентом, за определённые деньги. Вот деньги им мы как раз смогли предложить, а они не нашли соответствующих отношений с внешней средой, с коллективом. Но нужно считаться с амбициями людей, которые являются основой коллектива компании.

Олег Грознецкий:
- По поводу амбиций. На Первом канале создана жесточайшая система управления. Работа каждого корреспондента оценивается в баллах по ряду параметров. Я набрал в этом году еле-еле 10 тысяч баллов, и поэтому меня не наказали. Такая же система применяется и к редакторам, консультантам, продюсерам. Если ты работаешь плохо, с тобой быстро прощаются, и ни с какими амбициями никто считаться не будет. Я смотрю «Каскад», там рассказывают про кирпичный цех. Журналистка говорит: «В следующем году этот цех произведёт три миллиона кирпичА в год». За это её должны завтра же уволить!

Владимир Пирогов:
- С момента моего нахождения в оперативном управлении никого не уволили. У нас наказывают и деньгами, и другими способами, в частности, отсутствием в эфире. Показать человеку на дверь можно только тогда, когда есть понимание и уверенность, что эта дверь всегда откроется и в неё войдет новый человек. У федералов за этой дверью стоит очередь. Наши же телекомпании вынуждены заключать корпоративные договоренности, чтобы не обрушить рынок рабочей силы. С этим приёмом я был вынужден считаться. Поэтому мы подняли фонд заработной платы сотрудников на 55 процентов. Мы могли ещё в несколько раз поднять зарплату, забрав к себе самые квалифицированные кадры. Но я не пошёл на это, ведь для других компаний уход журналистов приведёт к тяжёлым последствиям.

Олег Грознецкий:
Не согласен. Для своей частной компании я должен был подготовить корреспондента, а не приглашать его откуда-то. Я собрал группу студентов и из 70 человек выбрал 12, потом четверых. Двенадцать человек обучались, было 4 занятия по 3 часа. Именно за это время, на мой взгляд, можно подготовить квалифицированного журналиста. Из этих четырех я выбрал одного редактора, причем это была не студентка факультета журналистики.

Владимир Пирогов:
- Олег, я однажды тебе сказал - если есть желание помочь, я буду очень рад. Но с рядом ограничений – людей не увольнять и считаться с разными факторами. Для того чтобы достигнуть цели, необходимо, чтобы менеджер не был отягощён какими-либо условиями. Я, к сожалению, не нахожусь в подобной ситуации. Из нашего разговора я сделал вывод: если будут идеальные, неповторимые журналисты и такие же топ-менеджеры, то компания приблизится к федеральным каналам. Движение в этом направлении идёт, другое дело – с какой скоростью.

Олег Грознецкий:
- На Первом канале, когда он был ещё телекомпанией «Останкино», была такая практика: пришла команда «чистильщиков», которая освободила поле и стала создавать новое телевидение. Такая же история была на ВГТРК. Я уверен, вам без этого не обойтись. Это не значит, что необходимо уволить две трети сотрудников и начинать всё заново. Главное - правильно расставить людей.

Телевидение ради телевидения?

Владимир Пирогов:
- Мы имеем, что имеем. Классик американского телевидения чётко сказал: «Конкуренция, с одной стороны, формирует уникальные качества товара, но, к сожалению, порождает самые худшие качества у людей». «Каскад» этим тоже грешил, не отрицаю. В рамках создания новых интересных продуктов можно видеть нездоровую конкуренцию между журналистами из разных компаний. И иной раз ситуация доходит до истерик.

Олег Грознецкий:
- Есть форматы, в которых вы являетесь монополистами, например, утреннее вещание, программа «Пора включаться». Ни у кого такой возможности больше нет. Возможности региональных филиалов государственных каналов ограничены эфирными рамками, и у «Каскада» здесь гигантский потенциал. Сегодня вы или кто-то другой, вышедший на это поле, может порвать рынок и заработать деньги для топ-менеджеров. С точки зрения экономики, КПД «Каскада» самый высокий среди других телекомпаний. И дело не только в качестве контента, но и в руководстве.

Владимир Пирогов:
А у аудитории есть мнение, что с моим приходом «Каскад» разрушился.

Олег Грознецкий:
- Вообще-то и раньше не всё было гладко. Приведу цитату из жизни «старого «Каскада», из анонса в газете: «Дмитрий Певцов любит свою жену. В этом смогла убедиться наша корреспондентка»…

Владимир Пирогов:
- Надо разобраться, «Каскад» - это компания для команды, для собственника, или для зрителя? Пока мы в несколько гибридном состоянии. Я бы хотел в дальнейшем сделать «Каскад» компанией для команды, хотя в этом есть противоречие, потому что, по логике, компания должна быть в первую очередь для собственника.

Олег Грознецкий:
- Тот путь, что вы выбрали, я принимаю как данность. Но есть устоявшиеся типы телевидения. Телевидение, которое является инструментом политического влияния и не зарабатывает деньги; есть сугубо коммерческое телевидение, которое минимизирует политическую составляющую и делает деньги, и есть некий симбиоз. Вы говорите, что делаете компанию ради команды, но при этом вы должны создавать качественный продукт. Это единственный критерий. Не стоит делать телевидение ради телевидения! Всё равно, творческий импотент, допустивший те ошибки, о которых я говорил, не должен больше приходить на работу.

Владимир Пирогов:
- Мне импонирует, что тот, кто давно работает на телевидении, говорит близкими для меня понятиями. Я нашёл закономерность, когда журналисты постепенно перестают замечать, что творится за окном, и живут оценкой своего собственного продукта, не смотрят на друзей и конкурентов, не сравнивают материалы. Теряется объективное отношение к своей работе. И действительно, создается впечатление, что компания живет ради себя самой, что заставляет зрителей «кушать» то, что она делает. Сейчас я могу сказать о прорыве, энергетическом прорыве компании, его нужно только профессионально оформить.