Китобоев встречали аплодисментами и странным словом
В 60-х Анатолий Васильевич Мамаев ходил в море китобоем. В 1961 году судно "Совершенный", входящее в состав китобойной флотилии "Юрий Долгорукий", находилось на промысле в районе Антарктиды. "Совершенный" получил особое задание. По оперативной информации, норвежская флотилия, несмотря на окончание промыслового сезона, всё-таки била китов. "Совершенный" должен был незаметно подобраться к норвежцам и запечатлеть, как те нарушают международную конвенцию. Для этого "Совершенный" принял на борт съёмочную группу Ленинградской студии документальных фильмов.
Фото: личный архив Анатолия Мамаева
Судно отправилось фактически в автономное плавание. Радиостанции на китобойцах тогда стояли слабые. Вся связь с внешним миром осуществлялась через более мощную радиостанцию на "Юрии Долгоруком". Международные новости, известия от родных и другую информацию с родины китобои получали только с "Долгорукого".
Анатолий Мамаев рассказывает, что в Монтевидео они пришли 12 апреля 1961 года. Советское судно в уругвайском порту встретили очень странно: суда приветствовали китобоец гудками, а на причалах было полно народу. Народ улыбался, показывал китобойцам большие пальцы и кричал какое-то странное слово "гагари".
"Чего им надо? — напряжённо переговаривались между собой китобои. — Какая такая гагари? Может, это какая-то политическая провокация?" Когда китобоец пришвартовался, тайна раскрылась. Человек в космосе! Первый! Наш, советский! Гагарин!
"Один виток… А почему так мало?"
Пенсионерка София Александровна Поленская в 1961 году училась в шестом классе калининградской 14-й школы. "Конечно, я помню, как это было. День был солнечный, тёплый. О том, что Гагарин полетел в космос, нам торжественно сообщили учителя. Все ликовали. Следующим уроком у нас был русский язык. Мы писали незапланированное сочинение на тему "Советский человек в космосе". А ещё нас отпустили пораньше. Мы с подругой пошли гулять по проспекту Мира. Народу было очень много. Все радовались".
В апреле 1961-го Анатолий Бахтин, ныне сотрудник Государственного архива Калининградской области, учился в пятом классе в школе в военном городке в Белоруссии. Он вспоминает, как прямо посреди урока в их класс вошла раскрасневшаяся учительница русского языка и литературы. Она торжественно сообщила школьникам, что советский человек первым в мире полетел в космос и сделал один виток вокруг земли. "Я шёл домой, — вспоминает Бахтин, — и думал: один виток... А почему так мало?!"