Год назад Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по обращениям шести этнических цыган, проживавших в посёлке Дорожном Калининградской области. Заявители, главы семейств, представляли интересы 33 человек, членов своих семей. Заявители жаловались, что в 2007 году калининградские власти незаконно снесли их незаконно построенные дома в Дорожном. Суд признал, что российские власти нарушили права человека. Шесть пострадавших получили компенсации из бюджета Российской Федерации. Суммы получились приличные — по некоторым искам они доходили до 30 тысяч евро за один снесённый дом.
"Клопс" вспомнил о событиях, произошедших десять лет назад и о том, что предшествовало им.
О приобщении к труду
Дорожный вошёл в историю области как печально известный Табор. Он располагался на выезде из Калининграда, в районе Южного посёлка, на границе Московского, Балтийского и Гурьевского районов.
Его история началась в шестидесятые прошлого века, когда в Советском Союзе начали реализовывать постановление Совета министров "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Примерно с тех лет здесь начали компактно селиться цыгане, перекочевавшие в Калининград из соседней Литвы. В результате ещё в советском Калининграде образовалась своеобразная цыганская резервация. На её территории действовали далеко не все советские законы. Зато строго соблюдались правила вольной цыганской жизни и слово проживающего здесь же цыганского барона.
С начала девяностых жители Табора начали активно промышлять наркоторговлей. В любое время дня и ночи здесь можно было купить любые наркотики в любом количестве. Но главной специализацией Цыганского посёлка стал героин. Его можно было купить даже в расположенных на территории Табора продуктовых ларьках, торгующих пивом и сигаретами. Здесь же, как правило в ужасных антисанитарных условиях, наркоманы делали себе инъекции. Часто несколько человек кололись одним шприцем, внося свою лепту в распространение гепатита, СПИДа и других заболеваний.
Во время задержаний в Таборе / Фото: архив газеты “Комсомольская правда — Калининград”
В торговлю героином активно вовлекались дети. Они стояли "на стрёме", отслеживая всех подозрительных в посёлке, а также принимали от покупателей деньги и выносили им героин. Использование детского труда позволяло взрослым избежать уголовной ответственности. Как рассказал "Клопс" один из ветеранов расформированного ныне калининградского наркоконтроля, за день в Таборе продавали героина на сумму около 200–300 тысяч рублей, при этом доллар в 2004 году стоил 27 рублей.
Гибель Цыганского посёлка
По данным администрации Гурьевского района, в том же 2004 году на территории Табора выявили 72 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, возбудили 62 уголовных дела. В 2005 — уже 158 преступлений, к уголовной ответственности привлекли 61 человека, из которых 12 — этнические цыгане, а остальные — наркозависимые. И ещё немного официальной статистики: в 2004–2005 годах на территории Дорожного от передозировки героином умер 271 человек. В Таборе появилась "Тропа смерти", как называли дорожку, ведущую в посёлок с улицы Кошевого, и "Поле мертвецов" — поляна рядом с посёлком, куда регулярно выносили трупы наркоманов, умерших или от передозировки, или от ломки. Рабство наркозависимых в Цыганском посёлке стало обычным делом.
В 2005 году большинство домов и построек Табора были признаны незаконными постройками. В 2007 году постановлениями Гурьевского районного суда в Таборе снесли 68 строений, жилые дома и приусадебные постройки.
Снос Табора / Фото: архив газеты “Комсомольская правда — Калининград”
Бывшие жители разгромленного Цыганского посёлка расселились по Калининградской области, поселившись преимущественно в Багратионовском и Гурьевском районах. Представители 33 цыганских из семей обратились в Европейский суд по правам человека.
Россия должна платить
В своём обращении в Страсбургский суд жители разгромленного Табора указали, что калининградские власти подошли к проблеме Цыганского посёлка и его жителей формально. Помимо этого, заявители утверждали, что "...после исполнения судебных решений, вынесенных в отношении них, они оказались в крайне тяжёлом положении, не имели адекватного жилья и зачастую были разлучены с близкими людьми. Снос почти целого посёлка привёл к разрушению их общины". Люди жаловались и на то, что во время операции по сносу домов была уничтожена мебель.
Снос Табора / Фото: архив газеты “Комсомольская правда — Калининград”
В марте 2017 года Европейский суд по правам человека вынес решение в отношении бывших жителей разгромленного Табора. Суд признал, что власти допустили нарушения прав человека и "не оценили соразмерность вмешательства" в права жителей посёлка.
Во время задержаний в Таборе / Фото: архив газеты “Комсомольская правда — Калининград”
Комментируя решение ЕСПЧ, калининградский адвокат Александр Косс, специализирующийся на ведении дел в этой инстанции, сказал "Клопс": "Обращает на себя внимание длительность рассмотрения дел в Страсбурге. Решение было вынесено судьями только через десять лет после обращения глав семейств. Также это дело интересно своей противоречивостью и драматичностью. Здесь нужно говорить о балансе между защитой общественных интересов и соблюдением прав человека. Можно ли сделать так, чтобы во время мероприятий по борьбе с наркорынком не нарушались права человека — вопрос непростой, хотя к этому, безусловно, нужно стремиться, что и подтвердило решение ЕСПЧ. У меня лично не вызывает сомнений оправданность задач, стоявших перед властями при борьбе с наркорынком, известном как Табор. Последние десять лет это подтвердили. Как, впрочем, не вызывает сомнения и необходимость соблюдения правозащитных стандартов при любых обстоятельствах".
Решения Европейского суда по правам человека стали обязательны для России в 1998 году, когда РФ ратифицировала "Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". Страсбургский суд состоит из 47 судей по числу государств, подписавших конвенцию. Его деятельность финансируется государствами-участниками.
Как рассказал "Клопс" калининградский адвокат Александр Добральский, прошедший специальное обучение в Страсбургском суде, Российская Федерация в 2017 году удвоила свои взносы в бюджет ЕСПЧ. "Сегодня Россия выделяет из бюджета на работу ЕСПЧ миллиард рублей в год. В этой сумме заложены и выплаты компенсаций гражданам России, если суд признает, что их права были нарушены российскими властями", — пояснил Добральский.
Несколько лет назад цыгане попросили региональные власти восстановить посёлок. Предложение не получило поддержки со стороны региональных властей.