Учёные уверены, что мы можем окончательно потерять пляж в Светлогорске, где сейчас строится променад. "Клопс" разбирался, почему так может произойти.
Что делают сейчас?
Проект, разработанный по заказу "Балтберегозащиты", включает в себя строительство удерживающих сооружений, пирса и двух променадов, намыв 70-метровых пляжей, укрепление склонов. Работы ведёт ООО "Геоизол".
Продолжение променада в Светлогорске подрядчики обещают достроить к концу 2017 года, это больше километра — от солнечных часов до улицы Балтийской. Однако о намывке пляжа и его укреплении пока речи не идёт.
"Изначально собирались строить променад, пирс, защитные буны. Предусмотрели и намывку пляжа, но этот проект не прошёл экологическую экспертизу, приняли решение сначала строить променад. Конечно, если бы сначала сделали пляж, мы бы лишились такой кучи проблем", — говорит директор "Балтберегозащиты" Роман Трофименко.
Он не скрывает: "Никто не говорит, что это сделано идеально, но так получилось". По словам Трофименко, проект был отыгран до того, как он приступил к своим обязанностям, пришлось работать с тем, что есть.
Кандидат наук, доцент кафедры географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта Олег Басс был в числе тех, кто проводил государственную экологическую экспертизу проекта, разработанного ЗАО "Гидрострой" и ООО «Калининградская гавань». Все недоработки, на которые указали специалисты, исправили. Однако учёный уверен: основная ошибка в том, что строители начали не с того.
В согласованном проекте первоначально возводились буны, а затем намывали пляжи. Далее променад и укрепление склонов. Сейчас происходит наоборот: строится променад, а потом по нему будет ездить техника. То есть проектировщики рассматривают променад как плацдарм для будущих работ. Это логично с позиции строителей, но не гидротехников", — уверен учёный.
Чтобы защитить стройплощадку от не всегда дружелюбной Балтики, установили шпунтовую стенку. Она отгораживает строителей от штормов и позволяет им спокойно работать. Однако помимо этих плюсов есть важный нюанс: бьющие в стенку волны уносят песок на глубину, откуда он уже не возвращается. Так разрушается подводная часть пляжа. Сейчас глубина дна у шпунтовой стенки достигает полутора метров, а когда её уберут, пляж будет долго восстанавливаться.
Недавно директор нацпарка "Куршская коса" Анатолий Калина тоже раскритиковал берегоукрепительные работы в Светлогорске. На своей странице в Facebook он написал, что для защиты морского побережья применяются волноотбойные стенки и габионы. "Они не приводят к гашению энергии прибоя и не только не стабилизируют оползни, но и не могут длительное время сдерживать удары волн. Эти сооружения дают отбойную волну, что ведёт к размыву пляжей", — написал Калина.
Словарик
Волноотбойная стенка — конструкция из массивных бетонных элементов, которая отражает набегающую волну и предохраняет берег от размыва.
Габион — оцинкованная сетка из проволоки, заполненная камнями..
Как должно было быть?
В идеальной схеме, по словам специалистов, строить променад и намывать пляж нужно одновременно. Такие планы были, однако позже от них отказались.
Доцент института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта Николай Белов уверен, что в Светлогорске не получится обойтись малыми средствами, если есть цель сохранить пляж.
"В США, например, многие места на Атлантическом побережье просто закатали в бетон. Береговая линия разрушаться перестала, но туристическую привлекательность эти районы потеряли. Кому интересно загорать на бетоне? Не думаю, что Светлогорску стоит идти этим путём. Проблема города в том, что за последнее время серьёзных мероприятий по защите побережья не проводилось, а это специфический участок, одними бунами здесь не обойтись: нужна искусственная подсыпка", — уточняет Николай Белов.
Анатолий Калина также уверен, что лучшим средством защиты побережья от штормовых волн и размыва течениями являются пляжи, на которых естественным образом гасится их энергия. На берегах с широкими пляжами, по его словам, нет проблем с разрушением склонов.
На побережье Калининградской области за последние 40 лет пляжи в курортных зонах практически исчезли, так как благодаря рукотворным сооружениям огромные массы песка переместило в море. Пока этот песок, находящийся в непосредственной близости от уреза воды (суши. – Прим. ред.), можно и нужно вернуть на берег. Таким образом можно восстановить полноценные пляжи", — заключил Анатолий Калина.
Научный сотрудник географического факультета МГУ имени Ломоносова Николай Луговой тоже рисует совершенную модель: "Люди, которые заботятся о состоянии своих берегов, все такие работы начинают именно с намыва пляжей. Потом уже под их защитой ведётся строительство променада. Так делают, например, в Бельгии и Франции".
По словам главы "Балтберегозащиты", даже в этой "схеме наоборот» есть плюсы — строительство променада позволило остановить разрушение склонов в Светлогорске: "Если сейчас бы не это, то гостиница "Русь" стояла бы уже над обрывом. Просто катастрофа была бы. Мы сейчас фактически сдерживаем ситуацию".
Трофименко уточняет, что экспертиза по намывке пляжей до сих пор не пройдена: "Сначала нам указали на то, что мы должны получить лицензию на добычу песка. Сейчас у нас есть обоснование, что этот песок не относится к недрам, его смыло с наших же пляжей, поэтому специального разрешения на добычу не нужно. Готовим документы, чтобы вновь зайти на экологическую экспертизу. Тогда появится ясность с пляжем в Светлогорске".