12:39

"Там озёра и гуси плавают": калининградские фермеры не могут убрать урожай с затопленных полей и считают убытки

  1. Новости
Фото: Вероника Николаева.
В целом ряде районов Калининградской области из-за обильных дождей введён режим чрезвычайной ситуации. В Литве фермеры также понесли многомиллионные убытки.  Каковы виды на урожай в нашем регионе, чем ЧС грозит производителям и потребителям и могут ли калининградские фермеры рассчитывать на компенсации, разбирался Клопс.Ru. 

Картошка гниёт, гуси плавают 

По данным регионального минсельхоза, в 2017 году в Калининградской области было засеяно различными культурами 350 тысяч гектаров. 124 тысячи — это зерновые, шестая часть из них ещё не убрана. 
 
Фото: Вероника Николаева 
 
"А ведь кроме зерновых культур, у нас есть и овощи, и кукуруза, с уборкой которой мы ещё надеемся выйти на нормальные темпы. Ситуация осложняется тем, что мы, не убрав яровые, не можем заняться озимым севом, как запланировали", — пояснила в эфире радио "Комсомольская правда — Калининград" врио министра сельского хозяйства региона Наталья Шевцова. 
 
На площади примерно 5,5 тысячи га урожай погиб из-за переувлажнения. 
 
"Мы собираем документы для отправки в Минсельхоз РФ, чтобы получить компенсацию. На сегодняшний день сумма уже составляет 180 миллионов рублей", — рассказал глава министерства. 
 
Сами фермеры уверяют, что вследствие поздней весны, холодного лета и дождливой осени потеряли от 10% до 50% урожая. Особенно пострадали картофель, свёкла, морковь и злаковые. 
У нас больше половины урожая в поле ещё сидит — 10 гектаров. Там и останется, скорее всего. Картофель сгниёт. Капуста особо влаги не боится, но и её не убрать. В поле просто не въехать — там озёра и гуси плавают", — рассказал Клопс.Ru Дмитрий Киселёв, фермер из Полесского района. 
"За последние пять лет такая ситуация впервые. С начала этого лета нас топит. Я с фермерами общаюсь — у всех одно и то же! Все плачут", — говорит Наталья Леваева, имеющая хозяйство в Зеленоградском районе. 
 
Фото: Вероника Николаева 
 
"Лук подгнил. Морковку часть успели убрать, но потом затопило всё, даже на тракторе туда проехать не можем. Даже если и удастся что-то убрать, то храниться это не будет вообще — влагой пропиталось. Теперь только на корм скоту пойдёт", — пожаловалась Оксана Лепёха, фермер из Багратионовска. 
Я сорок с лишним лет на этой земле работаю и всё знаю. 1978 и 1979 годы точно такие же были дождливые. Я как чувствовал, поэтому сразу же после уборки пшеницы вспахал поля и засеял. У соседей гораздо сильнее затопило. Рядом долговские поля (агрохолдинг "Долгов групп" — Прим. ред.) — прямо сердце кровью обливается. Такая пшеница хорошая стоит, но к ней не подлезть", — описал ситуацию Дмитрий Синичников из Гусевского района. 
Фото: Вероника Николаева 
 
"Мы сидим все в шоке и не знаем, что нам делать. Картошки было посажено 70 гектар, процентов 30 урожая мы не достанем, а может, даже и больше. У всех соседей в районе так же", — рассказала Светлана Обердерфер, работающая в Гурьевском районе. 
Вспахать в конце уборочной не смог. Посеять озимые не смог. Убрал много сырого урожая, в совокупности до 50% возможной прибыли я потерял. В денежном эквиваленте это миллиона полтора", — подсчитал убытки зеленоградский фермер Вячеслав Капитан. 
"Мы всегда с гектара брали по 30 центнеров, а на сегодня 10 выходит. Собрали минимум вдвое меньше урожая. Такого за всё время моего фермерства не было!" — рассказала Рая Божедомова из Гусевского района. 
 
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов знает о плачевном состоянии дел. "ЧС действительно имеет место. Особенно это затронуло тех, кто выращивает злаковые и картофель. Сотни, если не тысячи тонн урожая пропадут", — предположил омбудсмен. 

Ждать ли роста цен?

По мнению Георгия Дыханова, избежать роста цен не удастся. "Но я не думаю, что он будет каким-то там драматичным — не больше 20%, думаю. Картофель у нас выращивается в основном семенной, поставляем его в Россию. Зерно мы тоже продаём за пределами региона, потому что производим его в два-три раза больше, чем потребность области. Из-за логистики ни наш рапс, ни наше зерно для страны в целом не актуальны", — подчеркнул Дыханов. 
 
В региональном правительстве прогнозы относительно цен скорее позитивные. "В целом по стране урожай зерновых в этом году феноменальный. Даже если где-то себестоимость зерна растёт, то биржа ровняет всё, поэтому взлёта цен, скорее всего, не будет", — рассказала Наталья Шевцова. 

Не верят в страховки и компенсацию 

Никто из опрошенных Клопс.Ru фермеров не страховал свой урожай, потому что считают это бесполезной процедурой. 
 
"Мы уже через это проходили: страховой случай не наступает никогда. Обязательно появляются всякие юридические заковырки, которые не позволяют выплатить компенсацию. Как будем выкручиваться — не знаю. Все в кредитах, и не вернуть их в этом году, потому что урожай погиб. Год уйдёт, чтобы восстановиться, дай бог", — пояснил Дмитрий Киселёв.
 
Фото: Вероника Николаева 
 
"Страховку не оформляли. Перед посевной каждая копейка на счету, и постоянно и так в кредиты влезаешь ", — рассказала Оксана Лепёха. 
 
"Нас уже заставляли в принудительном порядке страховать — кредиты без этого не давали. И ничего потом не компенсировали", — добавила Светлана Обердерфер. 
Представьте себе, что я сейчас уже должен заплатить 30% стоимости будущего урожая, а это значит взять миллионный кредит. А потом думать — заплатят они мне три миллиона или нет в случае потери", — Вячеслав Капитан. 
Большинство предпринимателей не рассчитывают и на какие-либо компенсации от государства. 
 
"Все плачут. Посмотрим, может, что-то из минсельхоза и подкинут, хотя с трудом верится", — поделилась Наталья Леваева. 
 
"Никакая компенсация в случае ЧС не предусмотрена, можно только отсрочки по кредиту получить", — добавил Юрий Коровин. 
 
"В прошлом году предложили собирать бумаги, чтобы получить компенсацию. На каждый гектар по 800 рублей обещали. Но там такая бесконечная волокита, а мы и так тут разрываемся, что овчинка выделки не стоит", — подытожил Вячеслав Капитан. 

Власти не поддерживают, техника плохая

По словам Георгия Дыханова, в Калининградской области фермерам действительно непросто получить какие-то компенсации и выплаты: страхование не развито, а власти приравнивают фермеров к другим предпринимателям, которые должны брать на себя все риски. 
 
Фото: Александр Подгорчук
 
"Фермеры не страхуют урожай, и у них нет хорошей техники. А ведь мощные и проходимые тракторы позволяют собрать урожай и во время дождей", — считает Дыханов. Он уверен, что в регионе должны быть предусмотрены компенсации на случай ЧС. 
 
"Нельзя вот так относиться: "Вы там сами на свой страх и риск барахтайтесь, а не выживете — нам всё равно". Это может привести к тому, что некому будет сеять и мы опять будем бегать и кричать, что поля не обработаны", — говорит Дыханов. 
 
Омбудсмен уверяет, что во всех европейских странах государство поддерживает фермеров вне зависимости от позиции страховщиков, потому что от процветания этой отрасли зависит продовольственная безопасность страны. 

Что положено фермерам в случае убытков из-за ЧС

Как рассказали Клопс.Ru в региональном минсельхозе, фермеры в этот раз могут рассчитывать на налоговые и кредитные послабления. Есть система получения трансфертов из федерального бюджета для компенсации ущерба. Правда, в какой мере и кто конкретно сможет их получить, в ведомстве не уточнили. 
 
Врио министра Наталья Шевцова подтвердила, что после объявленной весной ЧС фермерам не удалось получить никаких компенсаций от государства. 
"Весной ещё действовали ограничения: убытки не менее 500 миллионов рублей и их компенсация только для застрахованных площадей. Летом эти ограничения были сняты", — пояснила Шевцова.