Новости
04.10.2017
14:55

Глава "Ростелекома": мы живём в эру цифровой экономики

Фото: Егор Сачко Фото: Егор Сачко
Фото: Егор Сачко
Что такое цифровая экономика и как она присутствует в нашей жизни, обсудили в эфире программы "Бизнес-завтрак" президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский и Юрий Хребтов.
 
— Михаил, ваш визит связан с продвижением нового проекта "Цифровая экономика". Но прежде чем мы поговорим о проекте, давайте определимся, что же, собственно, означает это понятие?
— Сегодня люди, государство, бизнес производят и потребляют огромный объём информации, отформатированной в цифровой код, поэтому термин "цифровой" связан с формой существования информации. И объём этой информации таков, что он оказывает существенное влияние на экономическую деятельность. Обратите внимание: за последние годы мы стали использовать множество разных цифровых каналов. Мы заходим в онлайн-магазины, покупаем билеты в интернете, следим за погодой. Информацию уже начали называть новой нефтью.  
 
 Расскажите, пожалуйста, о проекте "Цифровая экономика". Как он будет реализовываться компанией "Ростелеком"?
— Совсем недавно правительство РФ утвердило программу развития цифровой экономики, которая предполагает модернизацию всех сфер нашей жизни, базирующихся на использовании огромного объёма данных. "Ростелеком" будет играть здесь ключевую роль, потому что мы крупнейший инфраструктурный оператор страны. Всю информацию нужно собирать, передавать, обрабатывать, и для этого используется та инфраструктура, которую мы создавали в течение многих лет. Это в первую очередь огромный объём оптиковолоконных кабелей, которые пронизывают всю страну и по которым очень быстро передаётся информация. Это огромные центры обработки и хранения данных. И здесь "Ростелеком" — компания номер один. Это программные решения, которые требуются, чтобы работать с этой информацией. Кроме нас, в программе будут участвовать многие другие крупные игроки, наши коллеги по цеху, банки, "Яндекс" и Mail.Ru Group. Но ещё раз хотел бы подчеркнуть, что каждый из нас уже живёт в этом цифровом мире. И мы сейчас активно работаем с регионами, определяя программу действий.
 
— Для построения цифровой экономики как минимум требуется широкий охват населения высокоскоростным доступом в интернет. Как в Калининградской области обстоят дела с этим показателем?
— Более 50 процентов домохозяйств обеспечены "оптикой" от "Ростелекома". Самой быстрорастущей услугой является интерактивное телевидение. Одна из важнейших задач, которую решает "Ростелеком", — на протяжении нескольких лет мы ведём активную работу по подключению к интернету небольших населённых пунктов с численностью населения 250–500 человек. Делаем это с использованием высокоскоростных оптических линий. В целом по России эта программа должна охватить более 14 000 населённых пунктов. Если говорить о Калининградской области, уже подключено 40 населённых пунктов, до конца 2017 года подключим ещё 24. Более 10 000 человек будут охвачены этим процессом. Инвестиции компании в области за период с 2012 по 2016 год составили более 1,5 млрд рублей.
 
— Область отрезана от основной территории России границами. Это усложняет работу?
— Конечно, это накладывает определённую специфику. Наши магистральные каналы существуют только на территории России, и для перехода в Калининградскую область мы вынуждены использовать партнёров из европейских стран. Не могу сказать, что есть какие-то глобальные проблемы, это международный партнёрский бизнес. Тем не менее обеспечение информационного суверенитета страны является важной и актуальной темой. Поэтому президентом России поставлена задача прямого подключения Калининградской области через кабель, проложенный по дну Балтийского моря. Опыт реализации подобных проектов у "Ростелекома" есть.
 
— В июле этого года президент подписал уникальный закон о телемедицине, в соответствии с которым любой пациент должен иметь возможность посредством интернета общаться с врачом. "Ростелеком" будет задействован в этом процессе?
— Для того чтобы внедрять телемедицину, нужны соответствующая инфраструктура и технологии. По поручению президента мы активно занимаемся этой программой. Предстоит подключить к высокоскоростному интернету более 10 000 медицинских учреждений по всей стране, чтобы можно было передавать информацию об анализах и обследованиях пациентов из районных медучреждений небольших населённых пунктов в региональные и федеральные медицинские центры. В последние годы были выделены значительные ассигнования на то, чтобы обеспечить лечебные учреждения современным оборудованием для обследований. Но, конечно, найти специалистов, которые могли бы эффективно использовать эту цифровую технику, в малых городах непросто. Поэтому возникла идея, что на уровне районного звена нужно повысить эффективность загрузки дорогостоящего оборудования, а функции диагностики и анализа сконцентрировать в центрах субъектов и в федеральных центрах, где работают врачи более высокой квалификации. С точки зрения повышения качества обслуживания это колоссальный шаг вперёд.
Помимо подключения медицинских учреждений к высокоскоростному интернету, мы занимаемся созданием инфраструктуры хранения медицинской информации. Такие технические решения нами разработаны и внедрены в нескольких регионах. На данный момент "Ростелеком" хранит несколько сотен тысяч томограмм и результатов других исследований. Также мы исследуем возможность компьютерной обработки этих данных для более эффективной постановки диагноза.
 
 В условиях существования такого огромного объёма цифровой информации остро встаёт вопрос кибербезопасности.
— На последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе лидеры мировых компаний в рейтинге угроз поставили вопросы обеспечения кибербезопасности на один уровень с борьбой с терроризмом, военными конфликтами и вопросами изменения климата. Кибератаки накрывают не только отдельные предприятия, но и целые страны. Для нас задача защиты собственной инфраструктуры и наших клиентов выходит на первый план. В "Ростелекоме" центр обеспечения кибербезопасности работает в круглосуточном режиме. Атаки идут непрерывно. Россия входит в тройку стран, наиболее подверженных этим кибератакам. Такая борьба требует наличия высококвалифицированных специалистов. Главное, о чём мы говорим нашим клиентам — не пытайтесь решить эту проблему в одиночку, она требует профессионального подхода. Наш центр кибербезопасности находится в онлайн-коммуникации с ФСБ, которая в целом координирует эту работу в стране. Это действительно невидимая война, в которой ты не знаешь, где находится сила, которая тебя атакует. Потому борьба с киберпреступлениями — это задача наднациональная, она должна решаться на международном уровне.
 
 С конца прошлого года "Ростелеком" начал предоставлять услуги мобильной связи. Почему решили выйти на этот рынок, ведь операторов достаточно?
— Сегодня каждый из нас хочет, чтобы те или иные виды сервиса оказывались в комплексе. В одном месте удобно получить и услугу фиксированной телефонии (стационарный телефон по-прежнему является стабильным средством безопасности). Это и широкополосный доступ в интернет, и платное телевидение, и системы умного дома. Теперь наши клиенты также имеют возможность получать мобильную связь. И всё это в одном счёте, за фиксированную цену. 
 
 
На правах рекламы