11:46

О том, что вольные жители не рабы на галерах

  1. Новости
Будь моя воля, я всех этих людей, жаждущих красивой жизни, отправила бы в другой немецкий город — в Гамбург.
Мысленно помахав ручкой состоятельным землякам, привычно выбравшим Берлин как ближайшую Мекку европейских радостей, я с нежностью вспомнила мою декабрьскую "командировку" в Гамбург (спасибо доктору Штайну, не забыл о Калининграде и благосклонно внедрил наш журнал в состав путешествующей журналисткой братии из Санкт-Петербурга).

На Берлин, активно привлекающий туристов, с берегов Эльбы смотрят чуть насмешливо — мол, надо ж и вам взять свое! Однако, господа прыткие берлинцы, не забывайте, какой город аж с 16-го века слывет самым богатым, успешным и респектабельным муниципалитетом Германии. Для нас же, преемников ганзейского города Кенигсберга, Гамбург, кажется, и вовсе должен быть как родной. Ганзейский стиль застройки, портовые краны, врывающиеся в городской пейзаж, и сам вольный морской дух — всего этого не отнять. Исторических искажений, конечно, уже не исправить, но поучиться у исторических "побратимов" стоит. Гамбург, при всех его выдающихся туристических характеристиках, порадовал не столько хорошими (кажется, плохого тут просто не бывает) гостиницами, ресторанами, торговой инфраструктурой и красивым историческим центром, что, кстати, вместе взятое, многократно перебивает берлинское качество жизни. Самое поразительное в этом городе — это живые традиции взаимодействия городской власти и горожан. Торжеством этого единства, которое я про себя называю "мы гребем вместе в одну сторону", является ХафенСити, новый градостроительный проект в самом сердце Гамбурга. Если у вас нет времени смотреть и вкушать в Гамбурге все, просто дойдите до ХафенСити ногами (800 метров от Ратуши) или прокатитесь две остановки на метро, и вы получите полное представление о том, что такое город будущего. Без натяжек.

Вас поразит смелость, даже дерзость архитектуры вкупе с умнейшей логистикой, инженерным совершенством и вышибающей слезу заботой о нуждах будущих жителей и гостей этих кварталов. Ничего подобного в таком масштабе нет нигде. Не берем какой-нибудь Дубай, будем помнить, что все это волшебство творится в старушке Европе, где тесно, трудно и дорого строить. И где очень хорошо считают деньги, а нефти нет. И нам, живущим у воды, понятно, что значит превратить старый мелководный порт в самый привлекательный инвестиционный проект Европы. Первоначальная цена проекта — 7 млрд евро. Первые квартиры в жилых кварталах несколько лет назад продавались по 3 – 4 тысячи евро за квадрат, следующие — уже по 4 – 6 тысяч, совсем скоро будут сдаваться в эксплуатацию дома, которые оценены в 7 – 8 тысяч евро. И они уже проданы.

Проект на 40 % увеличит центр Гамбурга, создаст жилье для 10 – 12 тысяч богатых граждан, которые сейчас проживают "за городом" и поэтому платят налоги в другую казну. ХафенСити предоставит 40 тысяч новых рабочих мест, проложит 10 километров прогулочных променадов (подумайте, сколько это ресторанов, кафе и яхтенных причалов). Свои детский сад и школа, университет, научный центр и новая грандиозная национальная опера. Всего около 60 объектов общегородского пользования.
Престиж переезда в амбициозный "город" воспалил "жирных" заказчиков — а это самые продвинутые бренды, будь то IT-компании, косметические концерны или дома моды. Например, сюда переехали финансовая корпорация Lloyd, штаб-квартира издательского холдинга Spiegel, головной офис мультипродуктового гиганта Uniliver, застолбил место и Apple.
Как же создаются такие проекты, которые окупаются на радость инвесторам, соревнующимся за участие в проекте?

Ответ в том, что государственные люди считают для себя циклом жизни. Конечно, не будем забывать, Гамбург — богатый город. Может позволить себе такую роскошь, как площадка для инвестора "под ключ". А что такое их "ключ", мы знаем. Сложнейшие строительные технологии, включая гидроизоляцию, дренаж и "насыпание" береговой линии до безопасных 7,5 метра, инженерные коммуникации, подключения, транспортные развязки, линии метро, велосипедная логистика, и бог еще знает, что государственный бюджет готов взять на себя, чтобы пришли правильные инвесторы! И все равно, дело не в том, что у них есть деньги, а у нас нет. Дело в том, как мне ответили на вопрос: "А когда городские власти рассчитывают получить доход с этих проектов?". Гид-переводчик задумался, еще раз прожевал вопрос и ответил: "Никогда. Дело в том, что нынешний городской муниципалитет прекрасно понимает, что во время их каденции затраты не окупятся. Они об этом не думают. Они думают о будущем Гамбурга". Точка.

Еще до того как посетить ХафенСити, мы тут и там слышали истории о том, как богатые (и не богатые) горожане участвуют в судьбе города. Развиваясь как вольный город, Гамбург всегда поощрял принцип жизни — "положи в котел больше, чем взял". Была недавно такая история — члены богатой гамбургской семьи долго смотрели из окон своего особняка на ветшающее историческое здание, в котором медленно умирала какая-то гостиница. Им это надоело, они "скинулись" и отремонтировали памятник архитектуры. Благотворителям стало приятно смотреть в окно. Ирма Агрикола, наш гид, вышла замуж за немца и переехала в Гамбург. Однажды от руководства туристической компании, где она работала, был брошен клич: "Кто поедет в командировку бесплатно?" Ирма сказала: "Я поеду". Это был билет в братство истинных жителей Гамбурга и старт ее карьеры. Теперь все лучшие заказы на переводы доставались Ирме. А как же, ведь она сделала чуть-чуть больше, чем была обязана. И воздалось ей.

Справедливо? Более чем. Ведь все мы разделяем-таки взгляды. Вопрос в том, как сделать, чтобы это стало частью нашей ежедневной культуры. Я тоже спросила себя хочу ли я положить в котел больше, чем беру. Хочу хотеть но не кладу. Потому что не верю, что котел общий. Потом что знаю слишком много тех, кто ничего не кладет, а только берет. С кого это у них началось — с граждан или с властей? Вот стали бы состоятельные немцы жертвовать, если мы им сказали, что надо. Или если бы взяли деньги на оперу, а потратили на футбол? Ответ ясен. С их принципиальностью — не стали бы.

Так что стрелки все-таки переводятся. Сначала понятные правила игры, потом добрые инициативы. Взять тот же ХафенСити. Сначала генеральный план застройки — детальное межевание, зонирование, определение этажности, ясные цели и задачи, потом переговоры с инвесторами и тендеры. Макет, выставленный в информационном центре ХафенСити, — это не красивый муляж и не показух. Это непосредственное руководство к действию. Как на макете показано, так и будет. Город сказал свое слово, а инвесторам дана свобода творчества в обозначенных границах. Фокус в том, что границы определены правильно. Умный инвестор оценил и не стал выкручивать городу руки.

Видимо, пока у нас во власть идут для того, чтоб сильно заботиться о настоящем (преимущественно своем), а не о будущем (общем), грести нам придется каждому в свою сторону. И когда главный человек в стране говорит, что он восемь лет греб "как раб на галере", понимаешь, почему и нас за вольных жителей не считают.
Хороших вам путешествий!