15:27

Калининград — замечательный город, но от него так мало осталось

  1. Новости
Телеолимпиада "Умники и умницы" выходит на Первом канале уже почти 25 лет. Победитель имеет право на льготных основаниях поступить в МГИМО. О "страшном дяде ЕГЭ", который не делает детей умнее, о том, почему в Москве становится всё меньше умных детей, и о том, почему в передаче не бывает детей из Калининграда, Клопс.Ru рассказал автор и ведущий программы Юрий Вяземский. 
 
— Сильно ли дети изменились за всё это время? Современные умники — они какие?
 
— Когда ты уезжаешь на десять лет, а потом приезжаешь, то можно оценить изменения. Когда постоянно находишься в этом потоке, то сказать трудно. Единственное — что Москва становится всё слабее и слабее. Московские дети становятся всё "утомлённее и утомлённее солнцем". О калининградцах пока ничего сказать не могу, ещё не видел их в бою. На мою программу попадают те дети, которые хотят выиграть, поэтому они читают книги, неважно какие — электронные или бумажные. Это большое подспорье, ведь "Википедия" даёт общую поверхность, а вопросы уходят вглубь, и те, кто подготовился с помощью интернета, чаще всего проигрывают. Чтобы выиграть, надо читать книги.
 
— Дети из каких регионов себя хорошо проявляют? 
 
— Есть регионы заведомо сильные. Это Подмосковье, Татарстан, Архангельская, Костромская области. Это происходит потому, что удалось сохранить учителей старой школы. Есть взлёты и падения, но в целом они играют сильно.
 
— Отслеживаете как-то судьбы выигравших в программе детей?
 
— Пытаюсь отслеживать судьбы детей, но — если они сами о себе дают знать, их ведь уже больше трёх тысяч.
 
— Почему Калининград до этого не был представлен?
 
Движение по регионам открыли совсем недавно. В течение 20 лет школьников собирали с помощью писем. В конце программы задаю вопрос, дети мне отвечают. Когда-то мы получали по пять мешков писем. Там были в том числе ребята из Калининграда. Потом появился такой "дядя", которого зовут ЕГЭ, и писем стало намного меньше. Четыре года назад открыли движение по России. Сейчас к нам присоединился Калининград. В городах проводятся четвертьфиналы, полуфиналы, а на финалы я обязательно приезжаю. В Калининград уж точно приеду.
 
— А вообще часто бываете в нашем городе?
 
Вы задали мне нехороший вопрос...
 
— Почему?
 
Потому что, к своему стыду, я был в вашем регионе. Калининград замечательный город, но жалко, что от него так мало осталось. Пока в нём есть собор и рядом могила одного из величайших философов. Внутренне я ваш город называю Кантоградом. Потому что он уже давно не Кёнигсберг, уже давно наш. Калининград как-то... Михаил Иванович Калинин известная историческая личность, но для меня Кант главнее. В области не был, но я наверстаю. Ведь Калининград это ворота в Европу. И хоть Европа сейчас совсем плохая, потому что у неё крыша поехала. Сейчас вот я остановился в Германии в очень хорошем отеле. Здесь как раз меняют крышу. Они её чинят! Они понимают, что надо это делать. У них нет другого выхода. Необходимо ломать и старые глупые заборы. Калининград сыграет в этом не последнюю роль.
 
— Чем сейчас больше увлечены дети?
 
Если говорить совсем в общем, то раньше дети старались выбрать профессию, которая им интересна. Сейчас выбор прежде всего исходит из того, чтобы заработать больше денег. Я стану экономистом не потому, что мне интересна эта сфера, а потому, что я смогу стать в ней более успешным. Сейчас у нас переходный период, поэтому это тоже пройдёт.
 
— Дети, приходящие на программу, обладают широкими энциклопедическими знаниями. Они знают имена, даты, факты. Но говорит ли это о высокой степени образованности?
 
Главное же в другом. В том, что они должны широко ориентироваться в пространстве.
 
— Они ориентируются?
 
Те, кто ориентируется, выигрывают. Если ребёнок только зазубрил даты и какие-то ключевые вещи то, на что направлено ЕГЭ, то легко сбиться и потеряться. Есть дети, которые блистательно могут сказать, что Невская битва была в 1240 году, а Ледовое побоище в 1242-м. Они это твёрдо знают. А когда у них спрашивают, чем Александр Невский, который одержал эти победы, отличается от других князей, они теряются. Некоторые говорят, что этого в ЕГЭ нет.
 
— А сейчас ЕГЭ — это единственное мерило знаний для современных детей?
 
Если знания получаются, чтобы только готовиться к ЕГЭ, то и цена им такая же. Я людям, которые управляли нашим образованием, приводил один и тот же пример. Когда вы сдаёте на права, вас ожидает экзамен на знания своего рода ЕГЭ, а второй этап это реальность. Вас выводят во двор, сажают за руль машины и смотрят: вы водить-то можете? Вперёд-назад-запарковаться. Так и в других областях должно быть. Но у нас такая страна, что если крен происходит, то обязательно очень мощный. Если Никита Сергеевич сказал, что надо сеять кукурузу, то её нужно сеять везде и только её. Я очень люблю кукурузу, но есть другие злаки, которые надо сеять. Так и здесь. Образование должно опираться на две вещи: то, что мне интересно, и то, где я способен. Если удаётся совместить эти два параметра, то человек становится счастливым.