20:00

Воспоминания о советском "Вашингтоне". Спецпроект Клопс.Ru "Город детства"

  1. Новости
"Город детства" — проект о недавнем советском прошлом Калининграда. Клопс.Ru и Сергей Довлатов представляют фотографии и воспоминания очевидцев о культовых зданиях, местах и заведениях нашего города.

Странный заголовок объясняется тем, что именно так неофициально назывался район Калининграда, который располагался в пределах улиц Соммера, Черняховского, Пролетарской, Минской и Сергеева. Вообще, в те времена почти все улицы нашего города принадлежали к какому-нибудь району, который носил неформальное название, и зачастую все эти "Вашингтоны", "Базы", "Камвалы" и "Треугольники" воевали между собой. Если большинство районов ещё имело какое-то объяснение своему названию, то происхождение "Вашингтона" остаётся загадкой, и лично мне не удалось выяснить, кто и почему обозначил район по имени столицы США.
 
 
Начнём нашу прогулку с пересечения улиц Сергеева и Черняховского, где были два знаковых места Калининграда. Если смотреть в сторону Нижнего озера, то слева находилось кафе "Отдых", которое располагалось под землёй, в нём можно было отведать мороженого, вкуснейших пироженок и попить молочный коктейль, который стоил всего десять копеек. Ну а справа можно было увидеть один из самых бардачных кабаков города — "Русский чай" (в народе именуемый "Чайником"), с неизменным интерьером в виде русских самоваров. Туда ходили в самом крайнем случае — если в остальных ресторанах был облом.
 
В нём часто гуляли свадьбы (с пьяными гостями и традиционным мордобитием), отдыхали после трудных рейсов "покорители Атлантики", в его стенах делили женщин после застолья и обслуживали хамоватые официанты (с золотыми зубами и наглыми мордами), которые пытались впарить несвежую еду и нагло обсчитать потом. В этом ресторане пела Люда Волкова — Лада Дэнс. Очень была хороша! Народ на неё ходил специально. А когда она собиралась в Москву, то всё нервничала и переживала, спрашивала у директора, возьмёт ли он её обратно, если там у неё не получится... А ещё при ресторане "Русский чай" был кафетерий. Кому был не по карману ресторан, ходили туда, прихватив бутылочку сухого вина...
 
 
Следуя дальше, с левой стороны мы увидели бы МИ-6 — первый советский вертолёт с большой грузоподъёмностью. Вертолёт стоял неподалёку от Нижнего озера, между Домом профсоюзов и Домом пионеров, там до сих пор остались бетонные опоры, на которых он был установлен. Вертолёт пользовался большой популярностью у местной детворы: они взбирались на него и пытались отдирать внешние детали. Им удалось проникнуть внутрь, постепенно выламывая всё больше и больше деталей и запчастей. Какое-то время внутри машины работал видеосалон, в котором можно было посмотреть мультики и фильмы.
 
Постепенно трёхкрылая техника ветшала и ветшала, стала обшарпанной и превратилась в неофициальный общественный туалет. В конце концов вертолёт приобрёл ужасный вид — словно после прямого попадания "стингера"... и, видать, власти решили отправить его подобру-поздорову на металлолом. От вертолёта сейчас остались только бетонный постамент и яркие детские воспоминания.
 

Сам Дом пионеров имеет интересную судьбу. В ДП начала свою деятельность легендарная рок-группа "Авантюра" (8 ноября 2016 года этой группе исполнилось 30 лет!). Состав группы на протяжении некоторого времени менялся, но неизменными остались Андрей Петров — её создатель — и Леонид Иващенко — гитарист (ему собираются ставить памятник в Фонтанном сквере). "Авантюра" — участник различных калининградских и польских музыкальных фестивалей. Одни из самых знаменитых их песен — "Кёнигсберг" и "Пить на морском берегу".

В 90-х (по рассказам посещающих тогда ДП) в здании показывали мультфильмы и развлекали детей. Рядом был также деревянный городок, где ребята могли покататься зимой с горки. Уже ближе к середине — концу 90-х в Доме пионеров организовывались дискотеки для молодёжи. Наверное, это было единственное место, куда можно было сходить несовершеннолетним подросткам с целью повеселиться, но — строго до одиннадцати вечера. Чуть позже ДП превратился в неприятное место... А жаль. Руководство Дома творчества приняло решение, что вместо дискоклуба лучше открыть спортивный зал. Соглашусь, что спорт будет полезнее для молодёжи, чем то, что там происходило в последнее время. Но как-то печально. Для многих ушла целая эпоха детства...
 

А кто помнит теннисный корт, который находился немного дальше от Дома пионеров? Можно было прийти и абсолютно бесплатно поиграть в большой теннис. Корт хоть и не пользовался большой популярностью, но, между прочим, никогда не пустовал. Я помню, что иногда мы гоняли по нему мяч — под недовольство тех, кто играл в теннис, но пришёл без ракетки или просто прогуливался неподалёку.
 
А дальше был пустырь и заросли, в которых мы играли в индейцев, пуская стрелы из самодельных луков по консервным банкам. Когда это нам надоедало, то мы спускались к Нижнему озеру, которое мы называли не иначе как "Тухляч". Наверное, многие помнят это название. Но, несмотря на все страшилки, которые были связаны с антисанитарным состоянием водоёма, мы каждое лето купались в нём, совершая заплывы от дамбы до дамбы, на которых сейчас стоят мосты, связывающие берега озера. Именно благодаря этим дамбочкам многие из нас научились плавать, т. к. за них всегда можно было уцепиться и передохнуть в случае усталости.
 
Нелишним будет упомянуть, что наши заплывы никогда не совершались до противоположного берега. Причина была проста: на другом берегу тусовались вражеские пацаны с улицы Угловой, которых мы называли "углаши". По негласному правилу, "углаши" не лезли на наш берег, мы не появлялись на их. Что мы тогда делили? Не знаю. Но при всяком удобном случае мы орали им: "Углаши козлы!" и прочие обзывательства, которые не пропустит цензура. В ответ сыпались примерно такие же ругательства и оскорбления, а иногда некоторые товарищи брали в руки камни, вкладывали их в приспособления под названием "праща" — это такая широкая верёвка — и запускали в нашу сторону. Стоит заметить, что иногда булыжники долетали до нашей территории.

Что же касается зимних развлечений, то это был хоккей во дворе, где вместо штанг ворот использовались обыкновенные кирпичи либо пара школьных портфелей, катание на коньках по заледенелым улицам и тротуарам. А когда вставал лёд на Нижнем озере, то всей оравой перебирались туда — с коньками и без. Но главным и самым весёлым способом развлечься была ледяная горка возле 32-й школы, которая называлась "ледянка". Днём на ней каталась малышня и ученики начальных классов, а вот с наступлением темноты к горке начинали подтягиваться старшеклассники и прочая шпана переходного периода. Катались, как правило, без каких-либо приспособлений в виде санок, дощечек и прочих атрибутов, которые используются сейчас, а просто на ногах. Что влекло туда главным образом? Не знаю. Возможно, находились индивиды, целью  которых и был сам процесс скольжения по ледяной поверхности... Но пацаны из моего окружения, да и большинство других, преследовали совсем другую цель: выследить какую-нибудь девчонку, особенно ту, к которой у тебя давние воздыхания, уличить тот момент, когда она решит прокатиться, и в тот самый миг, когда она начнёт спускаться с горки, прицепиться к ней и спуститься вместе, делая при этом всё, чтобы не доехать на ногах и завалиться на полпути, а то и раньше.
 
Возвращаясь домой, мы хвастались друг перед другом, за какое пикантное место удалось подержаться у той или иной особы, каждую из которых мы все знали, ведь, как правило, это были одноклассницы или девочки из параллельного класса. Хорошо помню, как я прицепился к одной девчонке — и тут же к нам присоединился парень намного старше меня и во время проката сказал мне в ухо: "Слышь, пацан, ещё раз к ней прицепишься — в глаз получишь!" Такие вот страсти! Конечно, сейчас как-то смешно всё это вспоминать, но именно так и было на "Вашингтоне", да и в других районах города, города моего детства...