Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов считает, что наш регион необычен и полон особого шарма. Об этом он рассказал в интервью газете "Комсомольская правда – Калининград".
— Регион, конечно, очень интересный, не похожий на другие, у него свой шарм. И у жителей есть определенный калининградский характер. Они привыкли полагаться на себя, привыкли быть бойцами. Несмотря на трудности, всегда смотрят в будущее с оптимизмом и не перестают бороться, — отметил Алиханов.
— То есть, характер - как у вас?
— Да, так совпало, наверное (улыбается).
Отвечая на вопрос об удачной стартовой позиции (Алиханов стал врио губернатора после работы премьером области и заместителем председателя правительства), глава региона согласился: "В принципе, со многими здесь знаком уже, работаем нормально, взаимоотношения хорошие. Я курировал экономические вопросы, а сейчас вот задача познакомиться с другими аспектами жизни".
— А стратегический план развития региона вам ясен?
— Да. У нас основные темы и направления развития области до 2025 года в общем, понятны. Мы хотим вернуть Калининградской области статус действительно новаторской зоны, в которой были бы соединены лучшие механизмы и инструменты, которые уже действуют в других уголках нашей страны. Это льготы территорий опережающего развития, безвизовые режимы, есть предложения в части облегчения налога на добавленную стоимость.
То есть, это некая попытка снова выйти на уровень, который у нас был в 2006 году, когда мы были первыми, когда на нас обкатывали те инструменты, которые стали основой для особых экономических зон на остальной территории России. Нам бы хотелось снова вернуть себе статус таких пионеров, площадки для эксперимента, чтобы мы могли жить на два-три года впереди России…
Нас пока миллион человек, надеюсь, будет больше и это, собственно, тоже одна из задач – чтобы в Калининград приезжало больше людей, потому что у нас довольно много еще пространства, и есть где развернуться. Хотелось бы в ближайшие 5-10 лет нарастить численность населения, в том числе и за счет переселения наших сограждан из стран бывшего Советского Союза. Особенно трудоспособных граждан.
Не секрет, что у нас самое большое количество отставных генералов и адмиралов.
По мнению Антона Алиханова, людей привлекает "вполне приличное" качество жизни. "А нужно, чтоб было еще лучше! Этот маховик надо разгонять...", — подчеркнул глава региона.
— А вот то, что Калининградская область оторвана все-таки от России – это дает о себе знать? С экономической точки зрения, может быть, с политической... Вот в архитектуре, например, разница заметная.
— На мой взгляд, Калининград — обычный российский регион. Хотя, нет, не обычный, но это — российский регион. Да, он отличается архитектурно, но здесь живут русские люди и говорить о том, что, они какие-то другие… Ну, может быть, более прибалтийского, так скажем, духа, более степенные что ли. Кстати, на дорогах они ведут себя хорошо, лучше, чем в Москве.
На вопрос о не слишком благоприятных отношениях с Польшей и Литвой Антон Алиханов ответил, что, на его взгляд, калининградцы "в большинстве своём никакого негатива особого к соседям не испытывают" и подчеркнул, экономика региона очень сильно связана с экономиками соседних государств.
— Но, опять, ничего критичного в этом охлаждении отношений я не вижу. А в некоторых вопросах, в части сельского хозяйства, например, мы видим, что санкции и антисанкции даже подталкивают нас к развитию. Нужно любую ситуацию, даже не самую приятную, попытаться повернуть к своей выгоде, — заявил Алиханов.
— Раньше не было границ – не было и проблем. А нынче бывшие советские республики стали самостоятельными странами, а там таможня, визы, пограничники…
— К сожалению, действительно, провести товары через Белоруссию, через Литву становится слишком дорого. Наши литовские коллеги вообще, на мой взгляд, себя ведут не очень красиво и нарушают даже требования Всемирной торговой организации. Когда на Клайпеду один тариф железнодорожный, а на Калининград - выше в два раза.
— И как же быть? У вас есть ответные меры?
— Этот вопрос прорабатывался в рамках комиссии по социально-экономическому развитию Калининградской области, которую Дмитрий Анатольевич Медведев возглавляет. В этом году заработал механизм, который компенсирует эти так называемые провозные "горбы". Калининградский бизнес получил полмиллиарда рублей специальных субсидий, чтобы выровнять эти дисбалансы в части железнодорожных тарифов.
Ситуация меняется к лучшему. Может быть, не так быстро, как нам хотелось бы, но определенные подвижки есть. Например, мы открываем свое производство стройматериалов, которые замещают польские, литовские товары, пытаемся все-таки ориентироваться сейчас на российскую территорию, с точки зрения товарного потока.
В следующем году, надеюсь, приступим к строительству нового портового комплекса в городе Пионерском и рассчитываем на поддержку Минтранса. Мы сейчас очень активно пытаемся решить вопрос с паромной переправой, потому что это единственный независимый ни от кого канал связи с основной территорией. И, соответственно, более дешевый и экономически целесообразный как для перевозки людей, так и для перевозки различных товаров.
"Дороги? Жилье? Соцкультбыт?.. Все!"
— А что, на ваш взгляд, надо развивать в вашем регионе в первую очередь? Дороги? Жилье? Соцкультбыт?..
— Сказать, что у нас надо концентрироваться только на этом или на том... На туризме, например. Или нет, давайте будем заниматься сельским хозяйством. А, может, построим завод БМВ... В общем - довольно сложно. Но вопрос продовольственной безопасности мы решили практически полностью.
Мне кажется, что сейчас, если говорить о социальной сфере, нам надо очень серьезно заняться здравоохранением. И дело даже не в объемах денег, которые нужно в него закачать, а в том, как сама система построена. Какие у нас врачи, специалисты... Очень важно создать комфортную среду для проживания, и в это понятие включаются и вопросы экологии, и - вменяемых тарифов ЖКХ. Ну и, конечно, вопросы "связанности" области с основной территорией с точки зрения доступности авиабилетов, развития транспортного логистического комплекса.
— Кстати, а электричество у вас свое?
— У нас сейчас работает ТЭЦ-2 – наш основной генератор электричества, и строится еще четыре новых станций. Три на газе и одна угольная. Вот угольная будет в резерве, то есть, на случай каких-то экстренных ситуаций, если вдруг возникнет какая-то проблема с газом. С пуском новых станций регион станет самодостаточным с точки зрения энергообеспеченности. Это дает серьезный задел для развития производства, промышленности, создания новых рабочих мест.
Сейчас наша сетевая компания "Янтарьэнерго", я надеюсь, получит средства от материнской компании, от Россетей, и мы сможем существенно обновить энергосетевой комплекс. Потому что, к сожалению, есть еще в нашей области места, где до сих пор немецкие сети и с их нормами, то есть, с пониженными напряжениями и так далее...
— Вы жаловались на низкий уровень реинвестиций.
— Да, есть такое. Если посмотреть на объем льгот и посчитать их в деньгах, которые калининградский бизнес получил за время существования особой экономической зоны, и взглянуть на уровень инвестиций, вложений в область, - то эти цифры в разы отличаются друг от друга. Льгот в разы больше, чем инвестиций. И за последние четыре года спад в этой области заметный. Надо его остановить, в том числе, через инструментарий нового закона.
"Что в портфеле у главы региона?"
— По секрету скажите, федеральный центр вас в ваших мечтах поддерживает?
— Владимир Владимирович поддержал наши предложения по так называемому закону о Калининградской области. Для этого будут внесены поправки в 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», бюджетный кодекс, в налоговый и так далее.
— А вот в министерствах и ведомствах, в которые вы сейчас стучитесь, там знают о вашем разговоре с президентом?
— Конечно. Поручения были даны министерству экономического развития. Мы постоянно на контакте.
— Но периодически они о вас забывают. Вы говорили о разногласиях по таможенному кодексу…
— К сожалению, так. Но, наверное, и нам самим надо напоминать о Калининграде. Чтобы о нас не забывали. Это тоже - наша работа.
— Президент наверняка говорил вам: "Если что – звони!"
— Я после назначения пока еще только с письмами обращался. С просьбами финансового характера, было несколько ситуаций. Владимир Владимирович, конечно, помог.
— А об этом знают калининградцы?
— Я как-то особо не рассказывал.
— Вы к нам пришли с довольно вместительным портфелем. Может быть, неловко задавать такой вопрос, но вот сколько вам федеральный центр сейчас денежек дал на развитие?
— У Минфина принят безналичный расчет, поэтому губернаторам в портфели ничего не кладут. (смеется) Но вот сейчас мы поедем как раз обсуждать вопрос финансирования нашей федеральной целевой программы.
— Сколько надо?
— Надо, чтобы хотя бы не секвестировали финансирование, оставили то, что было. Мы, конечно, понимаем, что в стране тяжелая бюджетная ситуация, но у нас чемпионат мира по футболу будет проходить и, конечно, мы нашу целевую программу сейчас в большей степени переориентировали на подготовку объектов ЧМ-2018.
— Из них самый проблемный- это аэропорт?
— Там, действительно, ситуация не очень простая с подрядчиками, работающими на взлетной полосе, но, я надеюсь, что в ближайшие дни появится новый исполнитель работ и все наладится. Во всяком случае, коллеги из Росавиации нас обнадеживают. Что касается аэровокзала, то, да, старый владелец не финансировал его реконструкцию. Но сейчас компания «Новопорт» зашла, стала акционером и наращивает и финансирование, и количество людей на площадке. От аэропорта зависит первое и последнее впечатление о регионе. Когда в начале 2018 года мы работы закончим, уверен, наш аэропорт будет очень светлым и приветливым.
"Это называется "прусское проклятие"
— Есть мнение, что в Калининградской области не сложилось сильных кланов, близких к власти, потому что власть меняется раз в пять лет. Это так?
(улыбается) — Да, прусское проклятье это называется.
— Вот ни один губернатор два срока еще не отработал. А вы, кстати, на сколько лет?
— Как люди доверят, так и буду работать.
Полностью интервью Антона Алиханова читайте на сайте "Комсомольская правда – Калининград".