В Калининграде молодая мама, придя регистрировать новорождённого малыша, узнала, что её выписали из квартиры.
Сейчас Кристина Андриянец с сыном Артёмом находится в центре "Молодая мама" в Калининграде на ул. Камской. Таким, как она (женщинам, оказавшимся в безвыходном положении), тут помогают выжить. Кристина встретилась с журналистом Клопс.Ru и рассказала о том, почему она оказалась на улице.
"Я была прописана в двухкомнатной квартире своего деда (маминого отца) на ул. Невского, — рассказывает Кристина. — Дед был психически нездоров, и фактически все эти годы в квартире он жил один (бабушку выгнал ещё 30 лет назад — якобы за пьянство). В результате моя мама росла в детдоме. А когда родилась я, мы с мамой жили у моего отца".
Разводил на полу костёр и жарил сало
Кристине исполнилось 14 лет, когда отец однажды сказал им с мамой: "У вас две недели, чтобы собрать вещи и выехать из квартиры". По словам девушки, вскоре он продал свою квартиру и уехал в другой регион России к новой семье.
"Квартира деда — единственное место, куда мы с мамой могли пойти. Это был ад, — продолжает Кристина. — Сначала он вроде согласился нас впустить. Но когда мы попытались навести в доме порядок, накинулся на нас с кулаками. Дело в том, что дед приносил в дом всё, что находил на помойках. В доме было невозможно находиться.
Представьте: вместо пола под ногами "ковёр" из мусора в 15 сантиметров. Кругом кости, объедки, протухшие консервы, полчища тараканов. В квартире не было газа и воды, сломана сантехника. Дед ходил в туалет в пятилитровые баклажки и выливал всё это возле дома. Однажды он развёл в квартире костёр и жарил сало… Соседи тоже не могли терпеть эту вонь и антисанитарию: они писали жалобы во все инстанции, чтобы его выселили. Мы с мамой не раз хотели навести там порядок, но дед нападал на нас, оскорблял, выгонял из дома. Одним словом, наша попытка вселиться по месту прописки не увенчалась успехом…"
По словам Кристины, несколько лет они с мамой скитались по знакомым. Потом мама вышла замуж и переехала в комнату мужа — её квартирный вопрос хоть как-то решился. Кристина жила у подруг. Закончив 9 классов, она работала на тарном комбинате, потом — горничной в гостинице.
Жить с дедом стало опасно.
"Мне только исполнилось 18 лет, когда я узнала, что жалобы соседей возымели действие: администрация Калининграда подала иск в суд о нашем выселении. Кроме того, скопился огромный долг за коммуналку, — рассказывает Кристина. — Нас с мамой вызывали на суд. Я объясняла, что заплатить долг у меня нет возможности и жить вместе с неадекватным дедом страшно и опасно, хоть другого жилья у меня и нет. Мне дали время навести в квартире порядок. Я ходила туда, засучивала рукава, затыкала нос, но как только я надевала резиновые перчатки — дед выходил из себя…"
Кристина получила разрешение на психиатрическое освидетельствование деда.
"Приходили доктора, но его в это время не оказалось дома, — рассказывает Кристина. — Таким образом, освидетельствование не состоялось. В суде я это объясняла. Тем не менее суд Ленинградского района был не на моей стороне…"
Иск администрации Калининграда был удовлетворён заочным решением суда Ленинградского района. После этого в 2014—2015 годах комиссия администрации ещё не раз обследовала квартиру.
Как рассказывает Кристина, осенью 2015 года ей помогли составить апелляционное заявление. Но о времени рассмотрения апелляции её не оповестили: вероятно, письмо пришло на адрес деда, где она не жила.
В графе "отец" — прочерк
В период своих "квартирных войн" Кристина встречалась с мужчиной в надежде на серьёзные отношения. Казалось, что всё хорошо, и девушка рассчитывала обзавестись семьёй. В конце 2015 года Кристина забеременела, а родила 22 сентября.
Будучи в роддоме, женщина узнала, что у отца только что родившегося Артёмки уже есть семья. Они разошлись, мужчина отказался помогать Кристине и ребёнку. В графе "отец" в свидетельстве о рождении стоит прочерк.
Дали денег доехать в ночлежку
"Для меня это был удар под дых…" — говорит девушка.
Идти из роддома было некуда: жить у деда с ребёнком невозможно, мать с отчимом её не позвали. Кристину с малышом приютили в центре помощи "Молодая мама".
Вскоре молодую женщину ждал второй удар: через три недели после родов она узнала, что их с матерью выписали из квартиры деда без предоставления другого жилья.
В октябре она подала документы в комитет по учёту и найму жилья Калининграда для регистрации ребёнка. Через несколько дней ей сообщили, что прописать ребёнка не могут в связи с выселением семьи.
"Я была в шоке. Плакала, вообще не понимала, что мне делать. Мне дали копию решения районного суда. Оказалось, оно вступило в силу ещё год назад — в сентябре 2015 года. Соседи рассказали, что к деду пришли, показали ему постановление и выставили за дверь. В квартире сменили замки. Это случилось в начале октября 2016 года — буквально дней за десять до того, как я обратилась за регистрацией ребёнка. Дед ещё несколько дней ходил возле дома, пока ему не дали денег, чтобы он доехал до ночлежки. Где он сейчас — я не знаю", — говорит Кристина.
В центре помощи молодым мамам Кристина сможет находиться до августа 2017 года. Сейчас ей пытаются помочь восстановить права на старую квартиру или получить временное жильё и регистрацию, чтобы она смогла получать пособия на ребёнка.
Попытаемся вернуть жильё
Как пояснила Клопс.Ru и. о. директора центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Надежда" (при этом центре действует отделение социального обслуживания "Молодая мама") Ксения Байда, они обратились за помощью в районную прокуратуру.
"Я не вправе обсуждать, законно было решение суда или нет, — говорит Ксения Байда. — Но так сложилось, что семья не помогла Кристине, мужчина, которому она поверила, обманул её. Что делать дальше одной 19-летней девочке с младенцем на руках — непонятно. Конечно, приобрести жильё мы им не сможем, но вернуть попытаемся. Мы тесно сотрудничаем с Министерством социальной политики Калининградской области, совместно будем думать, как решить вопрос с регистрацией, чтобы мама могла получать пособия на ребёнка".
"Я изучила решение суда, которым выписали Кристину и её семью: оно законно и вступило в силу ещё год назад, — сообщила Клопс.Ru старший помощник прокурора Ленинградского района Светлана Левинская. — Сейчас мы направили письмо главе администрации Калининграда с просьбой изыскать возможность выделить одинокой матери какое-то подходящее жильё".
Редакция направила запрос в министерство социальной политики, в ближайшее время руководитель ведомства Анжелика Майстер прокомментирует ситуацию.
Что делать молодым мамам, оставшимся без поддержки близких, без денег и жилья, читайте на сайте Клопс.Ru в пятницу, 11 ноября.