Неторопливый, вдумчивый сыщик, весельчак спортивного вида и шикарная блондинка — наверное, многие из нас именно так представляют себе трио детективов из криминальных сериалов. Вы удивитесь: именно так выглядят и калининградские пинкертоны.
В таком составе сотрудники детективного агентства появились в кафе, где произошла наша первая встреча: Алексей, его помощник Арсений (имя изменено по просьбе героя — ред.) и супруга последнего, Ольга (имя изменено — ред.). Ребята как будто сошли с постера к кинофильму или со страниц беллетристики.
Всё началось с конца
Алексей внешне похож на классического следователя — одного из героев, скажем, Харатьяна или Певцова. Толстая кожаная папка для бумаг в одной руке, под мышкой — кобура с травматическим пистолетом.
— Никогда еще не приходилось прибегать к помощи оружия. Может, потому, что я неплохо владею техникой рукопашного боя, — смеется Алексей. — Когда-то мои бывшие коллеги меня так и называли — Леха бешеный, потому что на задержаниях я всегда был в первых рядах.
Алексей. Фото из личного архива
Алексей больше десятка лет трудился в правоохранительных органах. Официальная версия завершения карьеры — "надоело работать без отпусков и выходных".
— Я просто психанул и написал рапорт об увольнении. Представьте себе: приходишь домой, ложишься спать — и снится тебе сон про работу... Утром ты встаешь и опять идешь на работу... И так несколько лет подряд. Крыша может поехать! Вот оттуда у ментов и депрессии, и суицидальные настроения, и злоупотребление алкоголем... — признается детектив.
Пройдя всю цепочку званий от рядового до старшего лейтенанта, Алексей дослужился до должности старшего оперуполномоченного. Работал и в самом Калининграде, и в области. Он до сих пор носит на лацкане пиджака юбилейный значок МВД.
Впервые с милицейской системой столкнулся в 16 лет.
— Меня привели в отделение милиции, поймав за распитие спиртных напитков в общественном месте: какой-то мужик решил угостить меня и моих товарищей. Милиционеры показали мне "фокус": вычислили мой домашний адрес, просто позвонив куда-то. Я был в шоке! Сейчас для меня это смешно: он просто позвонил в адресное бюро. После этого я стал приходить к ним каждый день.
Вскоре Алексей уже бегал в "подмастерьях" у сотрудников отдела по делам несовершеннолетних.
— Сначала я там мыл полы и выносил мусор из кабинета начальника. Потом попал под крыло к младшему оперуполномоченному уголовного розыска, а после меня забрали в отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Так я стал первым в регионе внештатным сотрудником УГРО и ОБНОН. Три года бесплатно работал: писал протоколы, сутками с ребятами дежурил... Фанатом был!
После увольнения в 2009 году Алексей пару лет пробовал себя в различных сферах деятельности — от сотрудника службы охраны до репортера на телевидении. Всё изменилось, когда его давнему другу Арсению пришла в голову светлая мысль открыть детективное агентство.
— Мы познакомились так. Пока я в мореходке учился и в плавание ходил, моей супруге чудак один прохода не давал. Я как-то с ним подрался, а он написал заявление в милицию. Делом моим как раз Леха и занимался. С тех пор дружим, — вспоминает Арсений.
Ольга. Фото из личного архива
32-летний Арсений ходит в море старпомом на грузовом судне, однако всю свою сознательную жизнь увлекался компьютерами и программированием. Разрабатывал приложения для смартфонов. В агентстве он отвечает за техническую часть, Алексей же — мозг организации. Ольга, яркая девушка с голливудской улыбкой, в повседневной жизни — обычный бухгалтер. Иногда она участвует в расследованиях, выполняет функцию водителя или наблюдателя.
— С девушками очень хорошо работать: они вызывают меньше всего подозрений. Идущий за тобой по пятам мужчина может обратить на себя внимание, а девушка — нет, — уверяет Алексей.
"Ставим ноги"
— Слышишь, сыщик! У нас, по-моему, аккумулятор сел, — говорит Арсений, поворачиваясь к Алексею, после того как несколько раз безуспешно повернул ключ в замке зажигания.
Втроем мы сидим в машине, припаркованной во дворе многоквартирного дома. Льет дождь. Я пью кофе из термоса, детективы курят без остановки. Мы наблюдаем за красным "Лексусом", а точнее, ждем, когда на нем куда-нибудь отправится его хозяйка. На профессиональном сленге это называется "ставить ноги", а человек, который непосредственно ходит за объектом наблюдения, — "топтун". Ревнивый ухажер дамы сейчас находится в другом регионе и решил проверить, не скрывает ли она что-то.
— Мы не имеем права следить за человеком, но фиксировать передвижения транспорта можем. Вот и будем докладывать клиенту, куда "Лексус" ездил, как долго там находился и так далее. Чаще всего женщины заказывают проверить, чем заняты их супруги в свободное время. Однако если вы думаете, будто детективы только и делают, что вычисляют неверных супругов, то это далеко не так, — поясняет Алексей.
Детективы признаются, что еще ни разу им не удалось подтвердить подозрения клиентов в изменах их второй половинки. По крайней мере, застукать с поличным — сфотографировать на улице обнимающихся или целующихся любовников.
— Помню, была клиентка из другого города, муж которой приехал в Калининград в командировку. Она попросила проверить, не встречается ли он здесь с женщиной. Весь день мы наблюдали за перемещениями мужика. А он и в ресторане сидел один, и в гостиницу возвращался без сопровождения... Мы даже видели, как он сувенир для жены покупал. В общем, мы и заказ выполнили, и клиентку не расстроили, — рассказал Алексей. — Мы, конечно, не имеем права проверить, что творится в квартире за закрытыми дверьми, но можем с уверенностью сказать, что домой человек вернулся в одиночестве и никто ночью к нему не приходил.
По словам детективов, проверки на верность — заказы хоть и частые, но не самые популярные.
— Вот, например, сейчас будем искать ребенка, которого усыновили 15 лет назад, и теперь родственники хотят узнать его дальнейшую судьбу, — говорит Арсений. — Недавно нашли, где в Калининградской области обосновался депутат из Камчатского края, который наворовал у себя на родине несколько миллиардов и задолжал государству и бизнесменам. Последние и заплатили нам. А он тут особняк себе построил и живет припеваючи!
Самые распространенные заказы — это сбор информации о человеке: кто-то ищет сбежавшую невесту, кто-то потерял контакты с родными, а кто-то хочет удостовериться в порядочности нового знакомого или потенциального делового партнера. Правда, для последнего в Калининградской области существуют специальные конторы — их называют конкурентными разведчиками или бизнес-разведчиками.
— Тут надо быть очень осторожными: многие из таких фирм не имеют лицензии и просто "кидают" своих клиентов. Могут наобещать с три короба, даже предлагают работать запрещенными методами: прослушка, съемка на скрытые камеры… Деньги берут, а заказ не выполняют. И предъявить клиент им ничего официально не может: он же не признается, что хотел заплатить за нарушение закона, — поясняет Алексей.
Детектив признается, что самыми ценными "хранилищами" информации были, есть и будут бабушки на лавочках во дворах.
— Если ты хочешь что-то узнать о человеке, надо идти на первый этаж любого подъезда: там всегда живет пенсионерка, которая знает всё и готова с удовольствием рассказать это первому встречному, — уверяет Алексей.
— Бабки — это сила! — подытоживает Арсений и выходит встречать таксиста, вызванного помочь "подкурить" севший аккумулятор.
Мы начинаем колесить по городу за красным "Лексусом": банк, школа, несметное количество дорогих бутиков... О каждой остановке незамедлительно сообщается клиенту. Обычно детективы готовят подробный отчет о наблюдении в конце дня, но в данном случае заказчик потребовал слать ему фото зазнобы в различных декорациях.
— Аккумулятор у нас первый раз садится. А однажды мы висели на хвосте у автомобиля — и тут выезд из двора преградил автобус. Плюс еще и светофоры в Калининграде очень неудобные... Бывает, что машину из вида теряешь, но у нас есть свои секретные способы, как быстро вычислить ее местоположение, — скрытничает Арсений.
Начался рабочий день детективов в семь утра, а закончился ближе к полуночи, но зато порадовал приличным гонораром: оплата такой работы почасовая и стоит совсем недешево.
Люди-невидимки
На улицах или в кафе вы никогда не отличите детектива от обычного человека.
— Когда мы только начинали работать, у нас была паранойя: нам казалось, что мы как на ладони! — признается Алексей.
Однако люди не обращают внимания на часами сидящих в припаркованном авто мужчин и не замечают, что одна и та же машина весь день катается за ними по городу. Однако бывают и исключения.
— Однажды следили мы за дамой. Села она в автобус одна, а вышла оттуда с двумя детьми и направилась в сторону леса. Потом выяснилось, что там была тропинка, ведущая в садовое общество, а дети — соседские. Но в лес-то мы за ней пойти не могли! — вспоминает Алексей. — Хорошо, что мы уже знали конечный пункт и встретили ее там.
Сыщики предпочитают представляться коллекторами, журналистами, родственниками или соцработниками. А иногда люди принимают их за полицейских.
Детективы ведут параллельно несколько дел. Одно из них — история девушки, которую родня ее жениха подозревает в непорядочности.
— Дама утверждает, что у нее два диплома о высшем образовании, купленная в строящемся доме квартира, хорошая должность в одной из сетей по продаже стройматериалов и еще она является совладелицей нескольких фирм и салона красоты. Родственники считают, что она аферистка.
Еще одно дело касается "заборного писаки": высокопоставленный госслужащий пытается вычислить человека, который с завидной регулярностью пишет про него гадости на ограде одного из учреждений. Вот тут, конечно, не обойтись без камеры наружного наблюдения и самой банальной ночной засады с чаем и бутербродами.
Кстати, на вопрос о "джентельменском наборе" детектива Алексей сначала отшучивается:
— А давайте сначала напугаем всех всякими приборами, которые можно устанавливать на машину, например, а потом откроем автосервис по их обнаружению! Много параноиков, которые верят во всякие шпионские штучки. А если серьезно, то мы не используем запрещенные устройства, к примеру — видеокамеры, которые замаскированы под что-то другое. Для нашей работы достаточно автомобиля, бинокля, компьютера, фотоаппарата, телефона и блокнота. У нас даже офиса пока нет, но мы, конечно, когда-нибудь им обзаведемся.
Нередко к помощи детективов прибегают адвокаты.
— Одного мужчину обвиняли в краже из автомобиля ноутбука и еще чего-то. Его якобы застукал другой человек. Нам удалось собрать информацию о том, что свидетель врет, — рассказывает Алексей.
Детективам приходится искать угнанные автомобили или подростков, сбежавших из отчего дома, проверять, чем занимаются отпрыски, когда родителей нет дома.
Однажды за помощью к сыщикам обратился отец непутевой дочки, которая проматывала деньги, выданные на заграничную учебу.
— Она оказалась совершенной оторвой! Подарила дорогую шубу подружке, выпила папин марочный алкоголь, курила травку... Я даже с ней познакомился, чтобы получше узнать (девчонка с легкостью доверяла незнакомцам). Полный отчет о ее поведении был предоставлен клиенту, — вспоминает Арсений.
— С розыском угнанных автомобилей гораздо сложнее: стопроцентной гарантии мы не даем. Берем предоплату на текущие расходы. Если машину отыщем — получим остальное, — уточняет Алексей.
Никакой личной жизни
Настоящий детектив реально оценивает обстановку и не будет браться за заведомо провальное мероприятие.
— Главные качества, которыми должен обладать детектив, — честность и оперативность. Большинство тех, кто сейчас открывает детективные агентства, — это бывшие опера, следователи или военные, — говорит Алексей.
— Одно из самых главных качеств — умение общаться. А еще немаловажно быть ответственным. А то, помню, был один детектив — хороший парень, но он взял заказ, получил гонорар и ушел в запой... — вставляет Арсений.
Кстати, с алкоголем сам Алексей когда-то, еще в свою полицейскую бытность, был на ты, но теперь практически вообще не употребляет.
— Я понял, что употребление спиртного, даже пива, мне мешает работать. Я становлюсь ленивым и могу откладывать решение каких-то несрочных вопросов на потом. Вот так я и стал трезвенником. Зато чувствую себя гораздо бодрее и всё время хочется активной деятельности, — говорит Алексей.
Нет в жизни Алексея не только шумных вечеринок, но и близкого человека. Брак детектива затрещал по швам еще во время его работы в полиции. С тех пор мужчина так и не нашел той единственной, которая бы поняла его и готова была бы смириться с его ненормированным графиком.
— А вы будете проверять потенциальную невесту на порядочность? — спрашиваю я.
— Зачем? Я и так могу определить, хороший человек или плохой. У девушки это по глазам обычно видно, — уверенно отвечает Алексей. — Мне достаточно одного быстрого взгляда.