10:45

Валерий Золотухин: "У меня дома лет 20 нет телевизора"

  1. Новости

Заменил неумеху


- Валерий Сергеевич, как пришла идея спектакля «Собачье сердце»?

- На самом деле идея пришла не мне. Я должен был только сыграть роль профессора Преображенского. У спектакля был другой режиссер, сейчас даже не вспомню его имени и фамилии. Когда я побывал на репетициях, то понял - чтобы результат хоть приблизительно был похож на спектакль, нужно делать все самому. Актеры легко согласились с тем, чтобы я стал режиссером, и даже просили меня об этом, потому что в итоге инициатива на репетициях перешла ко мне. Вот так получился мой режиссерский дебют - для меня самого абсолютно неожиданно.

- Как складывается судьба вашей постановки?

- Спектакль живет, мы с ним много гастролируем. Он успешно не то чтобы конкурирует с фильмом Владимира Бортко «Собачье сердце», но имеет свое лицо, свою интерпретацию и в смысле героев, и в самой идее спектакля.

- Значит, вы все-таки ориентировались на фильм?

- А я фильма-то и не видел до того, как поставил спектакль! Ведь у меня дома телевизора нет уже лет 20, а то и больше. То, что происходит на телевидении, меня не интересует. Да и с кинематографом зачем театр сравнивать? Я считаю, что театр имеет свои законы, здесь можно сделать непостижимые вещи, которые невозможны в кино. Живой поток энергии, который есть в театре, ничем не заменишь. Ни одна пленка, даже сто камер, не передадут этого химического процесса. На сцене все каждый раз рождается заново. Театральное искусство живое. Зритель приходит, заражается им и становится соучастником спектакля. Кинематограф и телевидение с этим сравниться не могут. Хотя у кино тоже есть свои преимущества, иначе оно не было бы великим искусством.

- И что же, вы так и не посмотрели картину Бортко?

- Уже после того, как сыграли премьеру, я посмотрел «Собачье сердце» на DVD. И в очередной раз убедился в верности своих мыслей. В фильме идея ответственности ученого показана совершенно невнятно, она будто уходит в песок. А ведь у Булгакова именно это главное, а вовсе не превращение собаки в человека и бытовая красно-белая линия. Это для меня было второстепенным.

«Мой Преображенский - другой»


- Как вы считаете, сейчас эти проблемы актуальны?


- Конечно! Например, в монологах Преображенского говорится о том, что происходит, когда ученый вместо того, чтобы идти параллельно с природой, выращивает Шарикова. Сейчас все говорят о клонировании человека. Это наше будущее, и ученые на этом не остановятся. Такова человеческая суть. Какие бы моральные и нравственные запреты нам ни ставили, люди по природе своей пытливы. Человек все равно заберется в те области, которые ему запрещены, нарушит табу. Именно это произошло с Сахаровым, который говорил, что изобретет нечто гораздо более страшное, чем атомная бомба. Просто из соревновательного интереса. А потом человечество использует эти изобретения в своих целях, не всегда благих, и остановить этот процесс мы не можем. Ответственность ученого и художника за свое слово - главное, на мой взгляд. В этом и есть мое видение Булгакова.

- Вы играете профессора Преображенского, а этот образ прочно закрепился за Евгением Евстигнеевым…


- Ни один актер не имеет монополии на исполнение! Как говорят, кому-то нравится арбуз, а кому-то попадьева дочка. Невозможно конкурировать с Евстигнеевым, он великий артист! Мой Преображенский другой. Это не просто какой-то пожилой профессор, а настоящий интеллигент, как, например, гениальный физик Ландау. Именно его образ я представлял, работая над ролью.

Театр и сериалы


- Что еще нового играете в театре?


- В Театре на Таганке Юрий Любимов приступает к постановке поэмы Тонино Гуэрры «Мед». Это великий автор - и художник, и поэт, и сценарист. С января начнутся репетиции. У Тонино Гуэрры 16 марта - день рождения. Мы хотим премьеру спектакля приурочить к празднику. Еще театр «Модернъ» пригласил меня сыграть старика в постановке «Счастливый случай» Славомира Мрожека.

- А с ролями в кино как дела обстоят?


- Готовится к выпуску фильм «Черная молния». Это такой современный блокбастер производства мастерской Тимура Бекмамбетова. Я, Катя Васильева и Юозас Будрайтис играем старых ученых, которые когда-то изобрели некий энергетический ресурс и используют его в добрых, а порой и не очень, целях. Кстати, похожая тема и в «Собачьем сердце». Заканчиваются съемки фильма «Ярославна», в котором я играю лукавого мудреца Чуриву, который договаривается с разными племенами о мире. Эта роль с хорошим, добрым посылом. Еще снимаюсь в сериале «Ефросинья». Мой герой - 90-летний человек по имени Прохор. Он родом из простой крестьянской семьи, работал охранником в лагере и… влюбился в заключенную дворянку. Им удалось бежать из лагеря и скрыться в тайге. Там они прожили 50 с лишним лет! Потом по сюжету случается удивительная история. Над тайгой падает вертолет, и выживает только полугодовалая девочка, которую они подберут и воспитают. Девочка растет в тайге современной Маугли. Наступает время, когда ее надо отдавать в люди, в город, жизнь. Так начинаются ее приключения. Это будет большой сериал. Показ его начнется в январе.

Ну вот, все секреты вам рассказал! Работы у меня, слава богу, много.

Безруков-Высоцкий. Почему бы нет?


- Вы слышали о том, что начались съемки телефильма о вашем друге Владимире Высоцком?

- Я слышал, что его сын Никита написал сценарий, а снять фильм хотел режиссер Александр Митта, а потом почему-то отказался от этой затеи. Кто там играет, я не знаю.

- Говорят, Высоцкого сыграет Сергей Безруков. Как вам такой выбор?

- Я отношусь к Безрукову очень хорошо, он замечательный актер. Преждевременно сейчас высказывать какие-то суждения! Посмотрим… Мне, конечно, не все нравится в его Есенине. Хотя если уж мы играем Есенина и Пушкина, то почему бы не попробовать сыграть Высоцкого! Я смотрю на это философски, ведь Высоцкий от этого не пострадает. Есть его песни, произведения, великие стихи. Не Безруков, так еще кто-нибудь, какая разница. Во всяком случае, Митта говорил, что Никита написал удачный сценарий. Возможно, создатели фильма найдут такие приемы, что дело будет уже не в Безрукове, а в том, как это снято, какие найдены повороты характера.

- Когда фильм выйдет, посмотрите его? Включите ради этого телевизор?


- Нет! Вы же понимаете, у меня свой Высоцкий. Кого бы мне ни подсунули, все равно это будет не он. У меня свои воспоминания о нем.

- У нас в Калининграде в Центральном парке стоит памятник Высоцкому. Вы его видели?

- Конечно, я уже бывал у вас не раз и памятник этот видел. Оценивать его не буду, важен сам факт, что он есть. В Калининграде у Высоцкого была целая история. Ведь здесь состоялся его последний концерт. Высоцкий на тот момент уже очень плохо себя чувствовал. Администратор того концерта рассказывала мне, что Володя ей говорил: «Если не смогу приехать, пришлю вместо себя Золотухина». Он, конечно, понимал, что это замена неравнозначная, но пытался спасти администратора, избежать отмены концерта… А памятников Высоцкому сейчас много по всей России, и это радует. Снова и снова я получаю приглашения в разные города на открытие памятника Высоцкому - рассказать о своем друге. Недавно был на открытии памятника в Воронеже - очень понравилось. Хороший памятник в Екатеринбурге - очень теплый. Это скорее скульптурная композиция, такая деревенская, там Володя с Мариной на жердочке сидят. Все это подтверждает, что к Высоцкому «не зарастет народная тропа». Ведь сколько было споров, что его творчество слишком временно, модно, социально, и его забудут. Предрекали смерть его песням. Прошло уже почти 30 лет со дня смерти Высоцкого, а популярность его растет.

- А что вас порадовало больше всего за последнее время?

- Сейчас в Барнауле строится здание молодежного театра Алтая, где я буду художественным руководителем. Обещают, что в 2010 году мы справим новоселье, это очень радует! А в 2011 году я отмечу юбилей - семидесятилетие. В Барнауле у меня два курса театральных. Скоро снова полечу туда к своим студентам. Так что жизнь у меня началась с Алтая и, наверное, на Алтае же закончится.

Спектакль «Собачье сердце» состоится 2 ноября на сцене Калининградского областного драматического театра в 19.00. Цена билетов: 1500-2500 руб.