14:11

"Мы выжили благодаря человечности окружающих": калининградка рассказала о том, как её семья попала в плен под Кёнигсбергом

  1. Новости
Калининградка Раиса Цыганкова совсем крохой попала в немецкий концлагерь, её мама работала в плену на территории Восточной Пруссии. О своей жизни Раиса Калистратовна рассказала Клопс.Ru.
 
Её девичья фамилия Теленченко. Рая родилась в 1936 году в белорусском городе Борисове. Через три года её отца Калистрата Теленченко, штукатура по профессии, отправили на работу в Белостокскую область, которая ныне относится к Польше. Следом за ним отправилась и мама Раисы Полина Теленченко. 19 июня там родился младший ребёнок в их семье.
 
 
Калистрат и Полина Теленченко (внизу  справа)
 
"Войну  мама встретила в роддоме, сразу после того, как родила моего младшего брата. В роддом попала бомба — взрывом половину палаты уничтожило. Мама забрала моего новорожденного брата и отправилась домой, но там не застала ни мужа, ни детей", - рассказывает Раиса Калистратовна.
 
Её матери удалось отыскать ребятишек - помогли поляки. Как рассказали Полине, детей забирали немцы, чтобы потом использовать как доноров крови для раненых солдат.
 
"Отца мы так и не нашли", - говорит Раиса Цыганкова. Ей было около двух с половиной лет, когда семью отправили в концлагерь.
 
"Я помню большую комнату – много людей на полу лежало. Есть было нечего. Антошка наш новорожденный чуть не умер от голода. Хлеб давали с опилками. Выгоняли на улицу на прогулку", - рассказывает пенсионерка.

Работали на фермера

Семье удалось выжить в лагере, и уже в 1943 году их отправили в Кёнигсберг, а после вывезли в посёлок под нынешним Полесском.
 
"Хозяйский дом находился вдалеке. А мы все жили в длинных бараках – три семьи русских и одна белорусская. В другом бараке жили немцы", - вспоминает Раиса Калистратовна.
 
Изголодавшись в лагере, они приготовились к  худшему, но немцы сразу принесли им ведро пахты и настоящий хлеб.  
 
С наступлением лета их стали выводить на полевые работы. У фермера по фамилии Бауэр, рассказывает калининградка, было небольшое хозяйство — коровы, свиньи и поле, в котором и работали и немцы, и пленники из Советского Союза. Даже Раин брат Толик, которому было всего 7 лет, трудился вместе с остальными.
 
"Бригадир Кречман ходил людей собирать на работу — в двери стучал и говорил: "Матка, нах арбайтен!". Однажды моя мама, просеивая зерно, уронила вилы в молотилку. Кречман сразу же подскочил, стал на неё кричать. Она думала, что и её туда же скинет, но всё обошлось", - повествует героиня.
 
Зимой Раиса сильно заболела. По рассказам её матери, у неё была дифтерия.
 
"Помню, меня привезли в больницу, которая до сих пор в Полесске находится. Положили в детское отделение. Там были и русские, и немецкие дети. Было Рождество, нам всем принесли подарки. Все детки там были на равных правах и ко всем одинаковое внимание было и уход со стороны врачей", - говорит Раиса Калистратовна.
 
По её словам, никакой вражды со стороны местных немцев ни она, ни её мама никогда не испытывали.  
 
"Немецкие дети к нам сначала плохо относились. Говорили: "Рогатые приехали". Всё из-за наших шапок красноармейских. Окно разбили в нашем бараке, но потом мы подружились и вместе стали играть", - вспоминает Раиса Калистратовна.
 
Её мама сблизилась с одной из немецких семей. Акштейны чему-то учили русскую женщину,  и она своими бытовыми секретами делилась.
 
"У нас были нормальные человеческие отношения. Лишь однажды Толику немцы уши надрали за то, что он гороху нарвал без спросу", - вспоминает наша героиня.

После войны

Зимой 1944 года к ним уже стала подступать война. Снаряды долетали до их посёлка. Однажды Раину маму ранило осколком при взрыве снаряда. Многие из русских семей стали отступать вместе с немцами.
 
"Моей маме предлагали тоже, но она отказалась идти с ними", -  рассказывает Цыганкова.
 
А уже потом советские войска вошли в посёлок. Полина  устроилась медсестрой в госпиталь. В 1946-м их нашёл отец, которого они считали погибшим.
 
 
 
Калистрат Теленченко
 
"Как выяснилось, его вместе с другими мужчинами отправили в Германию. По дороге эшелон подорвали, и они разбежались кто куда. Потом его определили в советскую штрафную роту. Их кидали в самый огонь, но папе удалось выжить. После очередного боя его засыпало землёй — там его и нашли", - рассказывает Раиса Калистратовна.
 
Калистрат Теленченко вернулся с войны раненный, долгое время хромал. Он работал начальником колёсной мастерской в Журавлёвке.
 
После войны в область потянулись первые переселенцы - бедные, голодные и разбитые войной люди. К оставшимся здесь немцам относились хорошо, старались им помогать, особенно детям.
 
"Только в 1947 году, когда сказали, что оставшихся немцев собираются вывозить в Германию, началось мародерство со стороны переселенцев. У немцев старались забрать всё, ночью  перины из-под них вырывали", - вспоминает Раиса Калистратовна. По её словам, у немцев были хорошие дома, даже в бараке, в котором они жили, стояли кафельные печи и плиты, а полы были сделаны из красного кирпича.  
 
"Переселенцы всё сломали, все кафельные печи разбили. Я позже на акушерку выучилась, ходила по посёлкам, детей проверяла. Мужики пьют, дети голодные. Зрелище неприятное", - вспоминает героиня.
 
 
 
Раиса Цыганкова и её муж Олег Александрович
 
Раиса Калистратовна говорит, что её семье удалось выжить только благодаря людям, которые не растеряли человечность даже в самые страшные военные годы. 9 Мая - самый почитаемый праздник в их семье.